Найти тему
Анна Бердникова

Гаджет - награда или рабочий инструмент для ребенка?

Из рабочего процесса:

Моему сыну 8 лет. Он заканчивает второй класс. Учится хорошо. Ходит в бассейн, музыкальную школу и дополнительные занятия по английскому языку. Проблема в том, что, если бы я не настаивала на этих занятиях, он бы предпочел никуда не ходить, и каждую свободную минуту проводить в планшете или телефоне. Так он делает и сейчас, только времени у него для этого немного. Но меня всерьез беспокоит, что собственных интересов у него нет, кроме гаджетов. Как убедить его в том, что вокруг много интересного, а на гаджете свет клином не сошелся? Чтобы он рвался в гаджет, желательно и вспоминал о нем не каждый день, чтобы выбрал секцию по душе и увлеченно занимался?

Вы ставите довольно сложную к исполнению задачу, потому что мы живем в мире, в который гаджеты интегрированы все больше и больше. У вашего предложения тем больше шансов быть воплощенным, чем больше членов семьи способны обходиться без гаджетов продолжительное время.

Давайте пробежимся по близким людям мальчика: как долго Вы в среднем в сутки обходитесь без гаджета? Папа? Бабушка? Кто-то еще значимый и близкий для ребенка? Это вопрос о том, что у ребенка перед глазами должна быть модель интересного насыщенного времяпрепровождения близкого человека, не завязанная на гаджеты. Если предполагается, что сын должен читать бумажную книгу, пока все домочадцы заняты с гаджетами, то сын будет бунтовать против такой модели.

Ваше видение и сына по поводу интересных занятий не совпадает. Но если говорить серьезно, то Вы правы, есть вещи обязательные, которых не избежать при всем желании, есть вещи факультативные, о которых можно договариваться. Чем младше ребенок, тем в большей степени баланс обязательного и факультативного определяет взрослый.

Школу как право, гарантированное конституцией, оставляем за скобками. От нее никуда не деться, хотя есть разнообразные вариации (дистант, СО и пр.) Несколько лет назад, работая в смешанной детско-родительской группе, задавала вопрос: обучение в школе - право или обязанность? Ответы очень четко разделились на детские - обязанность, и родительские – право. Сейчас, думаю, и многие родители ответили, как дети.

Вернемся к балансу факультативного и обязательного. Например, я как мама убежденно считаю, что, кроме школы, ребенку обязательно нужно плавать и играть на саксофоне. Проанализировав свою позицию, я так прямо и говорю ребенку: такой набор обязателен и не обсуждается. Чтобы этот набор (нужный мне) сохранялся требуемое количество лет, я готова прилагать такие и такие усилия. Понимаете, чем длиннее список обязательного, тем больше усилий от родителей он требует. По поводу факультативных (выбранных самим ребенком занятий) возможны обсуждения и апелляции к его собственному выбору. Но, с другой стороны, факультативные занятия могут быть прекращены в любой момент по желанию ребенка: он их выбрал начать, он выбирает и время их окончания. Тогда система понятна и прозрачна для ребенка.

Довольно часто бывает так, что ребенок выбирает занятие (исключительно самостоятельно или под родительским давлением, неважно), позиционируемое, как его выбор, но родитель прикипает к нему: три года потрачено на музыкалку, ну, как же можно бросить? Можно, если это факультативное занятие и нельзя, если обязательное. Это тонкий момент: мы часто говорим детям, это для твоего благо, поэтому ты должен... Ребенок не видит своего блага (пока во всяком случае, либо не считает, что ему когда-либо пригодится то, чем его заставляют заниматься), поэтому противится выполнению навязанных по факту обязательств. В случае, когда родитель говорит: это я так считаю, что тебе нужно... Ребенок тоже может противиться, но при такой постановке вопроса родитель берет на себя ответственность в том числе и за выполнение обязательств (что я предполагаю делать, чтобы ты вовремя попадал в бассейн).

Поэтому для того, чтобы разобраться, где проходит граница ответственности, нужно сначала прислушаться к себе: что для меня обязательно в умениях, воспитании, образовании ребенка, и во что я буду вкладываться при любых обстоятельствах, а что факультативно...

Определяет это родитель, для ребенка такой груз ответственности может быть слишком велик. Не выбор секции, а выбор того, что обязательно к исполнению, что факультативно. А гаджет – это всего лишь инструмент рабочий инструмент. Наверное, современные реалии таковы, что мы не можем вычеркнуть гаджеты из жизни ребенка, даже такого маленького, но можем подчеркнуть функциональность гаджета без его сверхценности.