Найти тему
ОколоТехники

История мотоциклов Norton

Оглавление

Norton – не просто одна из самых известных мотоциклетных компаний, но и один из самых знаковых и любимых брендов в истории мотоциклов.

Компания Norton Motorcycles существует с 1898 года, когда ее основал Джеймс Лэнсдаун Нортон. Компания специализировалась на “фурнитуре и деталях для двухколесных транспортных средств”.

К 1902 году их скромный бизнес в Бирмингеме, Англия, начал производить мотоциклы со швейцарскими и французскими двигателями. Шесть лет спустя они добавили в свой ассортимент двигатель производства Norton. Это стало началом долгой истории Norton по производству одноцилиндровых и двухцилиндровых мотоциклетных двигателей.

К 1907 году мотоциклы Norton выигрывали гонки TT, в том числе первый в истории Isle of Man TT, что способствовало их вовлечению в гоночную индустрию вплоть до 1960-х годов.

-2

Но в 1913 году бизнес начал приходить в упадок, и его пришлось спасать его основным кредиторам, R. T. Shelley & Co. Norton Motors Ltd была образована под совместным руководством Джеймса Нортона и Боба Шелли.

Norton продолжал выпускать свои "синглы" мощностью 3,5 л.с. и Big 4 вплоть до военного периода. Однако в ноябре 1916 года Министерство обороны издало приказ о том, что продажа мотоциклов не будет разрешена без соответствующего разрешения , что привело к значительному снижению продаж. Это было сделано для того, чтобы сосредоточить производственные мощности на военных усилиях.

В 1918 году в рекламе Norton говорилось, что “Министерство забирает всю нашу нынешнюю продукцию, но у нас есть список ожидания”.

Только в 1919 году 490-кубовый Norton вновь появился на открытом рынке, и с возобновлением производства Norton motorcycles они переехали на более просторную фабрику на Брейсбридж-стрит.

К тому времени, когда появились гонки 1920 TT, более половины финишировавших ездили на машинах Norton.

Джеймс Нортон умер в 1925 году в возрасте 56 лет после двух лет плохого самочувствия. Однако производство мотоциклов Norton продолжилось с выпуском CS1 в 1927 году.

CS1
CS1

С началом Второй мировой войны в 1939 году Norton отошла от гонок и позиционировала себя как основного поставщика военных мотоциклов для британской армии, изготовив почти 100 000 WD16H для Королевской британской армии.

WD16H
WD16H

Мотоциклы Norton также поставлялись силам Содружества из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Индии.

Мотоциклы Norton завоевали репутацию своей надежности и хорошей управляемости на дороге. Они ценились так высоко, что к тому времени, когда война была в самом разгаре, почти четверть всех британских военных мотоциклов были Nortons. Некоторые мотоциклы Norton оставались на военной службе до конца 1950-х годов.

После войны Norton возобновила производство гражданских мотоциклов, и с 1947 по 1954 год Nortons выиграла все старшие TT на острове Мэн.

Несмотря на довоенное господство, одноцилиндровые машины Norton столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны многоцилиндровых итальянских машин и AJS. Norton постепенно расширил свой ассортимент с помощью двухцилиндрового двигателя Dominator, разработанного Бертом Хопвудом.

В 1950 году Norton представила раму Featherbed. Эта легкая, но прочная рама была установлена на "мэнские" нортоны, чтобы помочь маневрировать на поворотах трассы острова Мэн, улучшая управляемость мотоцикла и способствуя успеху Norton в гонках.

К следующему году Dominator был доступен с каркасом Featherbed, и его успех означал, что спрос на стандартные рамы быстро уменьшился.

В 1952 году Джефф Дьюк, выступавший за Norton, стал чемпионом мира в классах 350cc и 500cc, а в следующем году он был награжден орденом Британской империи за заслуги в мотоциклетном спорте.

-5

В 1953 году Norton Motors Ltd была продана компании Associated Motor Cycles (AMC), которая также владела брендами AJS, Matchless, Francis-Barnett и James.

Хотя продажи мотоциклов в 1950-х годах пережили спад, а Norton Motors Ltd была всего лишь небольшим производителем, продажи Norton процветали. Серия Norton Dominator twins объемом 500 куб.см, затем 600 куб.см, затем 650 куб.см, а затем 750cc Norton Atlas поддерживала высокие продажи, особенно в Соединенных Штатах.

Несмотря на успехи Norton в гонках, японские производители начали выпускать мотоциклы, которые были быстрее и дешевле, что резко повлияло на продажи мотоциклов Norton, и компания снова оказалась в финансовом затруднении.

Соперничество японских производителей продолжало вызывать спад на британском рынке на протяжении 1960-х годов. AMC стала неплатежеспособной и была преобразована в Norton-Villiers в 1966 году.

Norton Atlas
Norton Atlas

В 1968 году появилась новая модель Norton Commando объемом 750 куб.см, двигатель .

Commando легко превзошел современные Triumph и BSA twins и стал самым мощным и управляемым британским мотоциклом своего времени. Commando был бестселлером и несколько раз признавался мотоциклом года № 1 в Великобритании.

-7

Компания Norton выпустила двигатель Combat engine в январе 1972 года, но, несмотря на солидные первоначальные продажи, у двигателя часто случались поломки основных подшипников коленчатого вала. В 1973 году появились модели объемом 850 куб.см, дающие больший крутящий момент. Электрический старт появился с 850 Mk3 в 1975 году.

Продажи были приличными, но компания пришла в финансовый упадок и снова стала неплатежеспособной в 1975 году.

В 1980–х Norton пережил несколько воплощений - права на название Norton были разделены между несколькими компаниями, работающими в нескольких странах.

Бренд Norton был возрожден в 1988 году, а к 1989 году Norton триумфально вернулся к гонкам со Стивом Спреем, выигравшим британский чемпионат по супербайку на мотоцикле JPS, победа, которую повторил в 1994 году Иэн Симпсон.

Несмотря на продолжающийся спад на коммерческом рынке, мотоцикл Norton Interpol 2 с двигателем Ванкеля оказался популярным среди британских полицейских сил и привел к разработке гражданской версии под названием Classic.

-8

В 1992 году Стив Хислоп выиграл чемпионат острова Мэн среди юниоров на ABUS Norton, что стало первой победой британского байка почти за 30 лет.

Стабильность Norton Motorcycles была недолгой, и в очередной раз Norton столкнулся с финансовым спадом. Акционеры компании отозвали инвестиции на протяжении 1990-х годов из-за неправильного управления бизнесом. Нортон заигрывал с идеей производства 1500cc Norton под названием Nemesis, но план быстро провалился.

В 2003 году уроженец США Кенни Дреер купил Norton и модернизировал дизайн Commando, прежде чем приостановить производство в апреле 2006 года.

Бренд Norton был приобретен предпринимателем и любителем мотоциклов Стюартом Гарнером в 2008 году, который основал новый завод Norton в Донингтон-парке, где он находился до 2013 года, когда Norton Motorcycles переехала на свое нынешнее место в Донингтон-Холле.

Norton V4SV: самый роскошный британский спортбайк из когда либо созданных
Norton V4SV: самый роскошный британский спортбайк из когда либо созданных