Norton – не просто одна из самых известных мотоциклетных компаний, но и один из самых знаковых и любимых брендов в истории мотоциклов.
Компания Norton Motorcycles существует с 1898 года, когда ее основал Джеймс Лэнсдаун Нортон. Компания специализировалась на “фурнитуре и деталях для двухколесных транспортных средств”.
К 1902 году их скромный бизнес в Бирмингеме, Англия, начал производить мотоциклы со швейцарскими и французскими двигателями. Шесть лет спустя они добавили в свой ассортимент двигатель производства Norton. Это стало началом долгой истории Norton по производству одноцилиндровых и двухцилиндровых мотоциклетных двигателей.
К 1907 году мотоциклы Norton выигрывали гонки TT, в том числе первый в истории Isle of Man TT, что способствовало их вовлечению в гоночную индустрию вплоть до 1960-х годов.
Но в 1913 году бизнес начал приходить в упадок, и его пришлось спасать его основным кредиторам, R. T. Shelley & Co. Norton Motors Ltd была образована под совместным руководством Джеймса Нортона и Боба Шелли.
Norton продолжал выпускать свои "синглы" мощностью 3,5 л.с. и Big 4 вплоть до военного периода. Однако в ноябре 1916 года Министерство обороны издало приказ о том, что продажа мотоциклов не будет разрешена без соответствующего разрешения , что привело к значительному снижению продаж. Это было сделано для того, чтобы сосредоточить производственные мощности на военных усилиях.
В 1918 году в рекламе Norton говорилось, что “Министерство забирает всю нашу нынешнюю продукцию, но у нас есть список ожидания”.
Только в 1919 году 490-кубовый Norton вновь появился на открытом рынке, и с возобновлением производства Norton motorcycles они переехали на более просторную фабрику на Брейсбридж-стрит.
К тому времени, когда появились гонки 1920 TT, более половины финишировавших ездили на машинах Norton.
Джеймс Нортон умер в 1925 году в возрасте 56 лет после двух лет плохого самочувствия. Однако производство мотоциклов Norton продолжилось с выпуском CS1 в 1927 году.
С началом Второй мировой войны в 1939 году Norton отошла от гонок и позиционировала себя как основного поставщика военных мотоциклов для британской армии, изготовив почти 100 000 WD16H для Королевской британской армии.
Мотоциклы Norton также поставлялись силам Содружества из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Индии.
Мотоциклы Norton завоевали репутацию своей надежности и хорошей управляемости на дороге. Они ценились так высоко, что к тому времени, когда война была в самом разгаре, почти четверть всех британских военных мотоциклов были Nortons. Некоторые мотоциклы Norton оставались на военной службе до конца 1950-х годов.
После войны Norton возобновила производство гражданских мотоциклов, и с 1947 по 1954 год Nortons выиграла все старшие TT на острове Мэн.
Несмотря на довоенное господство, одноцилиндровые машины Norton столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны многоцилиндровых итальянских машин и AJS. Norton постепенно расширил свой ассортимент с помощью двухцилиндрового двигателя Dominator, разработанного Бертом Хопвудом.
В 1950 году Norton представила раму Featherbed. Эта легкая, но прочная рама была установлена на "мэнские" нортоны, чтобы помочь маневрировать на поворотах трассы острова Мэн, улучшая управляемость мотоцикла и способствуя успеху Norton в гонках.
К следующему году Dominator был доступен с каркасом Featherbed, и его успех означал, что спрос на стандартные рамы быстро уменьшился.
В 1952 году Джефф Дьюк, выступавший за Norton, стал чемпионом мира в классах 350cc и 500cc, а в следующем году он был награжден орденом Британской империи за заслуги в мотоциклетном спорте.
В 1953 году Norton Motors Ltd была продана компании Associated Motor Cycles (AMC), которая также владела брендами AJS, Matchless, Francis-Barnett и James.
Хотя продажи мотоциклов в 1950-х годах пережили спад, а Norton Motors Ltd была всего лишь небольшим производителем, продажи Norton процветали. Серия Norton Dominator twins объемом 500 куб.см, затем 600 куб.см, затем 650 куб.см, а затем 750cc Norton Atlas поддерживала высокие продажи, особенно в Соединенных Штатах.
Несмотря на успехи Norton в гонках, японские производители начали выпускать мотоциклы, которые были быстрее и дешевле, что резко повлияло на продажи мотоциклов Norton, и компания снова оказалась в финансовом затруднении.
Соперничество японских производителей продолжало вызывать спад на британском рынке на протяжении 1960-х годов. AMC стала неплатежеспособной и была преобразована в Norton-Villiers в 1966 году.
В 1968 году появилась новая модель Norton Commando объемом 750 куб.см, двигатель .
Commando легко превзошел современные Triumph и BSA twins и стал самым мощным и управляемым британским мотоциклом своего времени. Commando был бестселлером и несколько раз признавался мотоциклом года № 1 в Великобритании.
Компания Norton выпустила двигатель Combat engine в январе 1972 года, но, несмотря на солидные первоначальные продажи, у двигателя часто случались поломки основных подшипников коленчатого вала. В 1973 году появились модели объемом 850 куб.см, дающие больший крутящий момент. Электрический старт появился с 850 Mk3 в 1975 году.
Продажи были приличными, но компания пришла в финансовый упадок и снова стала неплатежеспособной в 1975 году.
В 1980–х Norton пережил несколько воплощений - права на название Norton были разделены между несколькими компаниями, работающими в нескольких странах.
Бренд Norton был возрожден в 1988 году, а к 1989 году Norton триумфально вернулся к гонкам со Стивом Спреем, выигравшим британский чемпионат по супербайку на мотоцикле JPS, победа, которую повторил в 1994 году Иэн Симпсон.
Несмотря на продолжающийся спад на коммерческом рынке, мотоцикл Norton Interpol 2 с двигателем Ванкеля оказался популярным среди британских полицейских сил и привел к разработке гражданской версии под названием Classic.
В 1992 году Стив Хислоп выиграл чемпионат острова Мэн среди юниоров на ABUS Norton, что стало первой победой британского байка почти за 30 лет.
Стабильность Norton Motorcycles была недолгой, и в очередной раз Norton столкнулся с финансовым спадом. Акционеры компании отозвали инвестиции на протяжении 1990-х годов из-за неправильного управления бизнесом. Нортон заигрывал с идеей производства 1500cc Norton под названием Nemesis, но план быстро провалился.
В 2003 году уроженец США Кенни Дреер купил Norton и модернизировал дизайн Commando, прежде чем приостановить производство в апреле 2006 года.
Бренд Norton был приобретен предпринимателем и любителем мотоциклов Стюартом Гарнером в 2008 году, который основал новый завод Norton в Донингтон-парке, где он находился до 2013 года, когда Norton Motorcycles переехала на свое нынешнее место в Донингтон-Холле.