95 лет назад родился замечательный русский писатель Дмитрий Михайлович Балашов. По профессии учёный-фольклорист, кандидат филологических наук, он занимался сбором русских народных песен и былин. Предпринял несколько экспедиций на север, результатом чего было издание нескольких сборников с былинами Поморья.
Родившийся в Ленинграде, он сначала жил в Карелии, а затем перебрался в Новгородскую область. Стремясь быть поближе к своим предкам и героям книг, Д.М. Балашов собственными руками построил дом и жил в нём до самой смерти
В 40 лет к Д.М. Балашову пришло увлечение литературным жанром. Сначала были повести – «Господин Великий Новгород» (1970), «Марфа посадница» (1972).
Но, пожалуй, известность ему принесла серия романов «Государи Московские». Над этой серией Д.М. Балашов начал работать ещё на рубеже 1970-1980-х гг. Примерно на каждую книгу уходило по два года. И на протяжении 23 лет один за другим выходили его романы: «Младший сын» (1977), «Великий стол» (1980), «Бремя власти» (1982), «Симеон Гордый» (1984), «Ветер времени» (1988), «Отречение» (1990), «Святая Русь» (в трёх книгах: 1991-1997 гг.), «Воля и власть» (где-то 1998-1999), «Юрий» (последний роман остался незаконченным, увы).
Т.е. по сути в 50 лет он взялся за свою грандиозную эпопею. А ведь кроме этих книг он опубликовал ещё ряд произведений – «Похвала Сергию», «Бальтазар Косса».
Именно всеми этими романами, на мой взгляд, Д.М. Балашов и вошёл, по сути, в русскую литературу.
А теперь непосредственно о грандиозной эпопее Д.М. Балашова. Она охватывает период с 1263 года (смерть Александра Невского) по 1425 г. (начало Феодальной войны). Правда, Д.М. Балашов планировал рассмотреть весь XV век, но преждевременная смерть не дала осуществиться этим планам.
Так получилось, что до революции и в советское время особо этот период не привлекал внимания писателей и исследователей. Безусловно, богатый фактический материал содержался в работах Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского, а также других классиков исторической науки. Но специально почти никто к тому периоду не обращался. Если брать художественную литературу, то романистов преимущественно интересовал Дмитрий Донской. Насколько могу судить, в советское время очень мало было и научных исследований по данной эпохе. Разве что, книги о Дмитрии Донском и Куликовской битве.
Период, казалось, проигрывал яркому времени Киевской Руси. Мало привлекали внимание и первые московские князья, которых В.О. Ключевский характеризовал как серых личностей.
И вот, благодаря Д.М. Балашову, началось открытие этого интересного и драматичного периода нашей истории. Писатель в числе первых всмотрелся в этот период, когда словно легендарная Атлантида, на дно истории уходила золотая Киевская Русь. Часть русских земель вошла в состав Литовско-русского государства. Казалось, ещё немного и все земли будут объединены вокруг Литвы. Но в дремучих лесах Северо-Востока Руси зарождалась новая государственность. Д.М. Балашов в своих романах тщательно анализирует этот сложный и противоречивый процесс.
Если для В.О. Ключевского московские князья были «серыми» личностями, то Д.М. Балашов создаёт яркую галерею московских князей, начиная от младшего сына Александра Невского – Даниила и заканчивая Василием Тёмным и его дядей Юрием Дмитриевичем. Но помимо них, перед нами проходят образы и других князей – тверских, нижегородских, рязанских. Целая палитра образов! Одни вызывают сочувствие, уважение, другие – наоборот, неприятие.
Но помимо них перед нами проходят священники и монахи, воины и купцы, крестьяне и ремесленники; жители Твери и Москвы, Рязани и Владимира…
Не одни «Государи Московские» возрождают русскую землю. Рядом с ними стоит русский народ, помогающий им. Не случайно в романах помимо линии Даниловичей прослеживается ещё одна линия – потомков крестьянина Фёдора – сына дружинника Александра Невского и друга детства Данилы Московского.
Таким образом, перед нами настоящая энциклопедия русской жизни. Притом, что Д.М. Балашов писал о труде крестьянина и ремесленника не понаслышке. Сам строил дом, баню, делал мебель в своём деревенском доме. И всё это в старинном стиле, подобно героям своих книг…
Можно добавить, что Д.М. Балашов стремится передать мировоззрение людей того времени. Мы не видим какого-то модернизма. Автор тонко воссоздаёт не только бытовой, но и духовный мир людей того времени. Итак, государи и воины, монахи и крестьяне, купцы и книжники –все они трудятся, размышляют, переносят неимоверные тяготы и радуются жизни. И все вместе они созидают новую жизнь. Притом, у Д.М. Балашова нет идеализации каких-то правителей и героев. Он даёт всестороннюю характеристику персонажей, показывая их положительные и теневые стороны…
В романах Д.М. Балашова есть всё – здесь и историческая хроника, и элементы детектива, и приключения и путешествия, есть и лирические линии.
Ещё одна важная черта книг Д.М. Балашова – мы видим становящуюся Русь на фоне всей Евразии. Здесь и нависающий над Русью католический Запад и бескрайняя Степь с её золотой Ордой. И здесь подробно показаны сцены жизни быта, даны образы, как простых людей, так и правителей – ордынских ханов, литовских князей. Не случайно, Д.М. Балашов обращался за советами к Л.Н. Гумилёву, стремившемуся рассматривать все исторические процессы в системе. Сотрудничество с Л.Н. Гумилёвым также помогло сделать эпопею Д.М. Балашова более масштабной.
Не со всеми оценками исторических событий и деятелей можно согласиться. Правда, перед нами всё-таки художественное произведение. Иногда книги перегруженность деталями.
Порой в романах много публицистических отступлений. Впрочем, это и не случайно. Д.М. Балашов имел свою чёткую общественную позицию на происходящее в 1990-х гг., жёстко критиковал и местные власти (порой даже очень жёстко). Видимо отсюда и возникла версия о том, что Д.М. Балашов погиб не от руки младшего сына (кстати, и первый роман его серии «Государи Московские» назывался «Младший сын»), а что убийство было подстроено силами заинтересованными в смерти писателя.
Вместе с тем, романы Д.М. Балашова – яркая картина сложного времени, показывающая всю его противоречивость. Д.М. Балашов создал не только историческое повествование. Перед нами картины жизни людей того времени, их мыслей, чувств, а также и природы – от дремучих лесов Северо-Востока Руси, до жарких степей Центральной Азии…
Остаётся сожалеть, что Д.М. Балашов до конца не смог осуществить свой замысел. Ведь он планировал рассмотреть весь XV век, а осветил только самое начало.
Толкиен писал как-то, что неоконченные труды автора получат продолжение в Вечности. Будем надеяться, что так оно и будет.
В любом случае, даже в неоконченном варианте, грандиозная эпопея Д.М. Балашова – замечательный вклад в формирование русского исторического сознания…