Найти в Дзене

Вспоминая книжное детство - 12

Как обстояло дело с русскими народными сказками, я уже рассказала. Василисы Прекрасные и Иваны Царевичи пришли ко мне не в образах Ивана Билибина и Виктора Васнецова, не в трактовке Николая Кочергина или Татьяны Мавриной. Что ничуть не помешало узнать об этих художниках гораздо позже и многое полюбить. Продолжу сказочную тематику и перейду к европейскому «сказочному канону», к самым популярным сказкам братьев Гримм, Шарля Перро и Ханса Кристиана Андерсена. Сейчас у меня их столько! Я нашла «своих» художников, тех, чьи Золушки, Коты в сапогах, Русалочки нравятся. А в детстве: что в дом пришло, тому и радуйся! И радовалась. По библиотекам точно не искала. Зачем? Вот они, дома, смотри на прЫнцесс да прЫнцев, маркизов да баронов и наслаждайся. Начну с тех сказок, которые не остались в памяти в книжном варианте. «Снежная королева» и «Дюймовочка» мне были знакомы по советским мультфильмам, с «Русалочкой» я встретилась уже не в детстве, а «Красную Шапочку» вроде всегда и знала, но вспомнить

Как обстояло дело с русскими народными сказками, я уже рассказала. Василисы Прекрасные и Иваны Царевичи пришли ко мне не в образах Ивана Билибина и Виктора Васнецова, не в трактовке Николая Кочергина или Татьяны Мавриной. Что ничуть не помешало узнать об этих художниках гораздо позже и многое полюбить.

Продолжу сказочную тематику и перейду к европейскому «сказочному канону», к самым популярным сказкам братьев Гримм, Шарля Перро и Ханса Кристиана Андерсена. Сейчас у меня их столько! Я нашла «своих» художников, тех, чьи Золушки, Коты в сапогах, Русалочки нравятся. А в детстве: что в дом пришло, тому и радуйся! И радовалась. По библиотекам точно не искала. Зачем? Вот они, дома, смотри на прЫнцесс да прЫнцев, маркизов да баронов и наслаждайся.

«Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!»
«Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!»

Начну с тех сказок, которые не остались в памяти в книжном варианте. «Снежная королева» и «Дюймовочка» мне были знакомы по советским мультфильмам, с «Русалочкой» я встретилась уже не в детстве, а «Красную Шапочку» вроде всегда и знала, но вспомнить источник не смогла. Книжка-малышка с рисунками Г. Бедарева появилась позднее, а я уже в 1 классе на новогодней ёлке была в костюме Красной Шапочки! Кстати, начиная с 3-го класса – в костюме Снежной королевы.

К слову, самой любимой сказкой Ханса Кристиана Андерсена у меня долго-долго была "Дочь болотного царя", потому что я была просто покорена пластинкой:

"Мелодия", 1978
"Мелодия", 1978

И страшно, и интересно, и про принцесс!

Сказку «Мальчик-с-пальчик» узнала по диафильму. Про этот вид чтения я ещё не упоминала, а ведь любимейшая отрада детства! Нужно отдельно рассказывать. История про бедного дровосека и его находчивого сына нравилась, но без фанатизма:

А теперь о тех сказках, которые претендуют на звание «любимых сказок детства»!

Мне кажется, что интерпретации художниками "Золушки" меня вообще не волновала. Сердце прочно было занято Либуше Шафранковой. Хорошо, что «Три орешка для Золушки» шли по ТВ регулярно, насладиться ею я могла вполне. До сих пор при звуках музыки из этого фильма я улыбаюсь, на глазах появляются розовые очки и я готова лезть в любой сугроб за орешками.

кадр из фильма "Три орешка для Золушки", Чехословакия и ГДР, 1973 год
кадр из фильма "Три орешка для Золушки", Чехословакия и ГДР, 1973 год

Наш фильм «Золушка» с Яниной Жеймо у меня вызывал какие-то другие чувства: что-то для малышей… А вот для прЫнцесс – «Три орешка для Золушки»! Можно под музыку из советского мультфильма, его тоже любила. Лиризм и юмор советского фильма-сказки я оценила, но позднее (всё же это "Золушка" Евгения Шварца).

А дома тем временем жили-были несколько Золушек, абсолютно меня не привлекающих. Ничем. Рисунки В. Конашевича я полюбила рассматривать намного позже, но и сейчас его «Золушка» никак не в числе любимых работ художника. Книга с рисунками Э. Булатова и О. Васильева появилась дома, когда я уже успела подрасти.

А рисунки Алексея Рейпольского умудрялись печатать так, что очень хотелось настроить резкость. Думаю, что всё же именно его Золушка та самая, моя:

В XXI веке издательство «Речь» активно реабилитировало печатью его работы, но мне ещё и посчастливилось побывать в мастерской Алексея Дмитриевича! И увиденное поразило в самое сердце!

из мастерской Алексея Рейпольского
из мастерской Алексея Рейпольского
из мастерской Алексея Рейпольского
из мастерской Алексея Рейпольского

Кстати, «Три орешка для Золушки» не были самым любимым фильмом с Либуше. Я поставила личный рекорд по просмотру фильма «Третий принц»!

фильм-сказка производства Чехословакии, 1982 год
фильм-сказка производства Чехословакии, 1982 год

Жили мы в шаговой доступности от кинотеатра, как только в афише появлялась эта сказка, я шла за билетом. Мне не нужна была компания, я посмотрела фильм изо всех точек кинозала, не считала количество визитов, но оно приближалось к двум десяткам. Кажется, только несколько советских комедий я смотрела столько же, да и то потому, что их регулярно показывали по ТВ. В кинотеатре же мой абсолютный лидер - фильм-сказка «Третий принц»!

кадр из фильма "Третий принц"
кадр из фильма "Третий принц"

Видимо, как-то по настроению, по образам совпало, что я очень любила вот эту книжечку:

У Ольги Кондаковой пейзажи как в чехословацких фильмах-сказках, есть что-то общее и в нарядах. Да и вообще: я же девочка! А тут розовая книжка! Я изрядно над ней поиздевалась, об этом писала уже. Но смотреть на следы вандализма долго – грустно, поэтому я и купила другой экземпляр у букинистов. Пусть живут обе!

Сборника «Золотой гусь» с иллюстрациями Ольги Кондаковой у меня в детстве не было, но я решила его всё-таки приобрести: так нравились "Три пряхи"! Полистала-посмотрела, но он не стал «моим», подарила тому, кто больше радости от этого получил, а себе купила открытки (там же гномы есть тоже)!

художник Ольга Кондакова
художник Ольга Кондакова
художник Ольга Кондакова
художник Ольга Кондакова

А теперь про маркизов, точнее про их смышлёных котов! Котов в сапогах дома "жило" два: с рисунками М. Майофиса и книжка-панорамка с рисунками Т. Шеварёвой:

Но дома книжка-панорамка появилась позже, мой Кот всё же у Михаила Майофиса:

А ещё дома был вот такой кот:

Вы же знаете, что девочки обожают играть с куклами, разыгрывать целые сцены из сказок, фильмов. Довольно рано я полюбила «Собаку на сене»:

советский музыкальный фильм 1977 года
советский музыкальный фильм 1977 года

Нет, комедию Лопе де Вега читать не пробовала, а вот сцены из советского фильма с летней подругой разыгрывать обожала. И если на роль Маргариты Тереховой (графини Дианы де Бельфлор) претендовали сразу несколько кукол (кастинг всегда проходил сложно), то вот с Теодоро была засада: ну не было у нас кукол-мальчиков! И как вы уже догадались, на помощь приходил Кот в сапогах! Плащ, шляпа, усы – настоящий Теодоро!

кадр из фильма "Собака на сене"
кадр из фильма "Собака на сене"

Ну и никто не отменял «Новогодние приключения Маши и Вити», где тот же Михаил Боярский был котом.

Вот такие вот у меня кино-сказочные воспоминания! Вроде и о прЫнцессах, а вроде и не совсем!

-20