Найти тему

Вспоминая книжное детство - 11

В моих рассказах часто мелькают книги, которых у нас дома не было и которые были предметом зависти и восхищения. Мне кажется, что я и поверить-то не могла, что у кого-то в домашней библиотеке могут быть собраны все шесть книг Александра Волкова об Изумрудном городе или истории о накситраллях на полке стоят совершенно спокойно. В библиотеках - да, на то они и библиотеки - кладезь заветного. "Приключения Чиполлино" с рисунками Виктора Чижикова и две книги А. Волкова с рисунками Леонида Владимирского дома у подруги - это уже что-то сверх.

Но ведь и у нас дома было много книг! Да, вероятно, преобладали тонкие, обладание которыми не считалось для меня особой ценностью (а сейчас смешно и грустно от этого), но были и книги в переплёте, "толстые". В какой-то момент (я его не помню) тётя подарила мне два тома, на долгие годы ставшие главными книжными ценностями детской домашней библиотеки.

обе книги издательства "Детская литература"
обе книги издательства "Детская литература"

Толстые, большого формата, в глянцевом переплёте, с цветными иллюстрациями - полагаю, это было критериями их ценности на тот момент. Они всё время стояли где-то повыше и подальше, до поры до времени не участвуя в детских играх. Но потом всё же и до них мы с сестрой добрались. Следов обращения без должного пиетета на них сейчас достаточно.

Да, это были сокровища моей домашней библиотеки, но относилась я к ним по-разному.

Виталий Бианки "Лесные домишки", художник Никита Чарушин, издательство "Детская литература", 1975.

Начать нужно с того, что книге о природе явно в детстве не входили в круг моих интересов. Я их читала, конечно, читателем была довольно всеядным, но не очень интересовалась жизнью зверей и птиц, если она не пересекалась с жизнью людей. Были любимые книги о животных, но произведения Виталия Бианки к ним не относились почему-то.

Кстати, об одной такой книге я уже рассказывала:

Созерцатель и наблюдатель был из меня никакой, этому ещё предстояло научиться, мне бы побольше действий, приключений! Хотя содержание у сборника богатое, есть и сказки, но вот не сложилось:

Смотришь на содержание и вспоминаешь уйму тонких (и не только) книжек, переизданных в последнее время! А вот всё вместе ... что-то меня смущало.
Смотришь на содержание и вспоминаешь уйму тонких (и не только) книжек, переизданных в последнее время! А вот всё вместе ... что-то меня смущало.

Потом я прочитала все эти истории с другими рисунками, и они у меня нашли больший отклик, чем в детстве. Но сказать, что мне не нравились звери и птицы Никиты Чарушина и дело именно в этом, не могу: есть ещё одна книга детства с его иллюстрациями, она была в числе любимых.

Хотя здесь, конечно, есть рисунки не для особо впечатлительных натур:

Эту книгу я чаще доставала с полки, чтобы прочитать все тётины посвящения:

Следы от ржавых скрепок заметили? И этой книге не удалось избежать моей игры в библиотеку...
Следы от ржавых скрепок заметили? И этой книге не удалось избежать моей игры в библиотеку...

Мне эта страница очень нравилась, тем более я могла сравнивать со второй!

"Лебёдушка. Русские волшебные сказки", художник Николай Кузнецов, издательство "Детская литература", 1980.

Следы и времени, и моего вандализма
Следы и времени, и моего вандализма

Никогда не видела и не знала ничего об этой знакомой, но книге я была очень рада! Русские волшебные сказки долгое время у меня ассоциировались только с "Лебёдушкой". Помню, что редко читала книгу от и до, гораздо больше мне нравилось читать отдельные сказки. Пересказы здесь разные:

Сейчас смотришь на рисунки и удивляешься бесстрастности, отрешённости изображения главных героев: в большинстве своём они без эмоций, довольно статичные фигуры. Отличить женщину от мужчины чаще можно только по одежде:

Цвета приглушённые, ярких красок нет - в детстве мне таким мир сказки и представлялся. Кстати, с этим же сборником было связано и первое фольклорное "открытие": "Царевна-лягушка" была другая! Тогда ещё я не знала о двадцати с лишним вариантах этой сказки. И вся эта "путаница" с коврами и рубахами меня удивляла. Мне казалось, что вот тут-то, в сборнике, она настоящая, а в тонких книжках какая-то ... для малышей. Слишком яркая, слишком карикатурная. Но я любила и вариант с рисунками Павла Пономаренко (там такой кот! см. галерею):

А вот всяческая нечисть на рисунках Николая Кузнецова мне и сейчас нравится, в её существование веришь:

Со сказками в детстве были любопытные отношения, но об том как-нибудь в другой раз!

Другие рассказы о книжном детстве собрала в одну статью: