В моих рассказах часто мелькают книги, которых у нас дома не было и которые были предметом зависти и восхищения. Мне кажется, что я и поверить-то не могла, что у кого-то в домашней библиотеке могут быть собраны все шесть книг Александра Волкова об Изумрудном городе или истории о накситраллях на полке стоят совершенно спокойно. В библиотеках - да, на то они и библиотеки - кладезь заветного. "Приключения Чиполлино" с рисунками Виктора Чижикова и две книги А. Волкова с рисунками Леонида Владимирского дома у подруги - это уже что-то сверх.
Но ведь и у нас дома было много книг! Да, вероятно, преобладали тонкие, обладание которыми не считалось для меня особой ценностью (а сейчас смешно и грустно от этого), но были и книги в переплёте, "толстые". В какой-то момент (я его не помню) тётя подарила мне два тома, на долгие годы ставшие главными книжными ценностями детской домашней библиотеки.
Толстые, большого формата, в глянцевом переплёте, с цветными иллюстрациями - полагаю, это было критериями их ценности на тот момент. Они всё время стояли где-то повыше и подальше, до поры до времени не участвуя в детских играх. Но потом всё же и до них мы с сестрой добрались. Следов обращения без должного пиетета на них сейчас достаточно.
Да, это были сокровища моей домашней библиотеки, но относилась я к ним по-разному.
Виталий Бианки "Лесные домишки", художник Никита Чарушин, издательство "Детская литература", 1975.
Начать нужно с того, что книге о природе явно в детстве не входили в круг моих интересов. Я их читала, конечно, читателем была довольно всеядным, но не очень интересовалась жизнью зверей и птиц, если она не пересекалась с жизнью людей. Были любимые книги о животных, но произведения Виталия Бианки к ним не относились почему-то.
Кстати, об одной такой книге я уже рассказывала:
Созерцатель и наблюдатель был из меня никакой, этому ещё предстояло научиться, мне бы побольше действий, приключений! Хотя содержание у сборника богатое, есть и сказки, но вот не сложилось:
Потом я прочитала все эти истории с другими рисунками, и они у меня нашли больший отклик, чем в детстве. Но сказать, что мне не нравились звери и птицы Никиты Чарушина и дело именно в этом, не могу: есть ещё одна книга детства с его иллюстрациями, она была в числе любимых.
Хотя здесь, конечно, есть рисунки не для особо впечатлительных натур:
Эту книгу я чаще доставала с полки, чтобы прочитать все тётины посвящения:
Мне эта страница очень нравилась, тем более я могла сравнивать со второй!
"Лебёдушка. Русские волшебные сказки", художник Николай Кузнецов, издательство "Детская литература", 1980.
Никогда не видела и не знала ничего об этой знакомой, но книге я была очень рада! Русские волшебные сказки долгое время у меня ассоциировались только с "Лебёдушкой". Помню, что редко читала книгу от и до, гораздо больше мне нравилось читать отдельные сказки. Пересказы здесь разные:
Сейчас смотришь на рисунки и удивляешься бесстрастности, отрешённости изображения главных героев: в большинстве своём они без эмоций, довольно статичные фигуры. Отличить женщину от мужчины чаще можно только по одежде:
Цвета приглушённые, ярких красок нет - в детстве мне таким мир сказки и представлялся. Кстати, с этим же сборником было связано и первое фольклорное "открытие": "Царевна-лягушка" была другая! Тогда ещё я не знала о двадцати с лишним вариантах этой сказки. И вся эта "путаница" с коврами и рубахами меня удивляла. Мне казалось, что вот тут-то, в сборнике, она настоящая, а в тонких книжках какая-то ... для малышей. Слишком яркая, слишком карикатурная. Но я любила и вариант с рисунками Павла Пономаренко (там такой кот! см. галерею):
А вот всяческая нечисть на рисунках Николая Кузнецова мне и сейчас нравится, в её существование веришь:
Со сказками в детстве были любопытные отношения, но об том как-нибудь в другой раз!
Другие рассказы о книжном детстве собрала в одну статью: