Что-то вспоминаю, вспоминаю, и получается сплошная ностальгическая книжная идиллия. Добавлю-ка я остроты и ярких красок («вырви глаз»)!
Расскажу о детском книжном вандализме. О моём книжном вандализме. Есть такая страница в книжной биографии.
Слабонервным книголюбам лучше не читать. И не смотреть. Хотя иллюстративного материала уже не так много, но это как раз тот случай, когда радуешься, а не грустишь из-за этого.
Воспоминание первое (не моё)
В силу уж очень юных лет помнить я этого не могу, но мама рассказывала неоднократно. "Читать" я полюбила рано. Ну как читать? Налистывать книжки во все стороны. Ещё не ходила, даже года не было. Маме нужно было переделать много всего, а мы с ней вдвоём и вдвоём, папа на работе. И она усаживала меня на одеяло, расстеленное на полу, размещала там игрушки и давала книжку. А книжка-то какая была!
И я "читала" эту красоту! Догадываетесь как? Страничка за страничкой были оторваны... Некоторые особенно кровожадно разорваны на мелкие кусочки. Мама вспоминает и сожалеет о своей неосмотрительности.
А меня долгое время занимал не факт истребления книги, а другой вопрос. Почему я, не умеющая ходить, но шустро ползающая, никуда с одеяла не уползала? Может, уползала бы подальше и книга жива была бы. Естественно, книгу не помню. К моему сознательному возрасту о ней жили только легенды, точнее - о моём "чтении".
Дальше уже только мои воспоминания...
Кто же в детстве не мечтает почивать на лаврах великого художника-иллюстратора? Всё, увиденное в книжке, кажется незавершенным, несовершенным. И уверенной рукой, не знающей границ, книжная графика доводилась до совершенства. Всего-то и нужна пара штрихов!
Юный "художник" подрастал, желания становились затейливей: при помощи карандаша можно ведь расправиться со злодеями!
Следующий этап общения с книгами - игры в магазин или библиотеку. Игру в магазин книжки переносили вполне сносно: подумаешь, придумают новую цену и нарисуют где-то сзади, в уголке:
А вот библиотечные манипуляции аукаются по сей день. Чем отличаются библиотечные книжки? Правильно, номером, карточкой и наличием печатей. С последним было туго (какое счастье!), а вот два других отрабатывались по полной!
Нумеровать книги - прикольно: это же их просто взяли и посчитали? Но пока дело дойдёт до красивых многозначных чисел, состариться же можно! Поэтому незамедлительно рисуем цифровую абракадабру (ну ладно, ладно, у меня не так много книг в библиотеке, можно хотя бы четырехзначные):
Листочек с информацией о возврате! В библиотеке он приклеен прямо к переплёту... ну что я, вандал какой-то? Нет, я не такая, я их скрепочками прикреплю на титульный лист - ну или куда придется. Красота и надолго! До такой степени надолго, что остались следы - скрепки успели стать ржавыми. И чаша сия не миновала даже отборные (для меня) экземпляры домашней библиотеки (их ещё не показывала, когда-нибудь потом).
Иногда нужно о книжках-то и позаботиться, например, подклеить. Чем? Да чем придётся. Можно вот так (ну стала не очень открываться, но зато ж с обложкой осталась):
Кстати, книжки без обложки - это очень распространённое явление в моей детской библиотеке. Сейчас уже почти ничего такое не выжило, но кое-что ещё всплывает:
И кульминация… Медицинский лейкопластырь! Хорошо, что подклеенные синей изолентой книги я уже не встречаю, остались только в памяти...
Чуть не забыла показать ещё один "след":
Как у классика:
... Жили-были книжки —
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты — как мочала,
На листах — каракули.
Книжки горько плакали.
Это сейчас я разглядываю каждый уголок и некоторые экземпляры одариваю даже обложками, а в детстве всё было куда чудесатей.
О хорошем из моего книжного детства здесь: