Читатели задают вопросы про наши практические семинары, поэтому коллеги сделали перечень наших видеоматериалов.
1. Образовательный курс «История боевых искусств Китая»
По многочисленным просьбам прочтен образовательный цикл по истории ушу. Курс предназначен не только тем, кто интересуется боевыми искусствами Востока, он для всех, кому интересна самобытная история нашего самого крупного и наиболее активно развивающегося соседа.
Программа курса «История боевых искусств Китая» содержит следующие разделы:
Семинар I: Общая часть
1. Общие вопросы изучения истории ушу: Что есть ушу? Какая это область науки? Что изучается, какой предмет? Становление исторического подхода к изучению генезиса боевых искусств Китая.
2. Обзор периодизации истории Китая: традиционная система эпох, основные особенности периодов и их взаимосвязь с боевыми искусствами в рамках концепции развития социума по Ван Тунлину.
3. Ранние сведения о боевых искусствах Китая: основные письменные источники, упоминающие боевые искусства; Военная организация эпохи Чжоу. Клевец-гэ как оружие, оставившее глубокий след в культуре Китая.
4. Археология об оружии: как изменения оружия следуют изменениями в методах ведения войны, приводят к изменению боевого строя и методов управления им. «Колесница пяти видов вооружения» как первый пример стандартизации и унификации вооружения.
Семинар II: Древние царства и переход на новый виток развития
1. Становление китайской религиозно-этической модели: легизм, конфуцианство и моизм. Формирование фундаментальных принципов, определивших развитие китайского общества. Их влияние на генезис боевых искусств.
2. Особенности искусства создания бронзового меча от эпохи Шан-Инь до династии Хань
3. Ритуальный танец как прообраз танца и формальных комплексов-таолу.
4. Становление самостоятельного философского направления бин-цзя.
5. Основной итог данного исторического периода: эволюция основных вооружений, тактики и военной организации от периода Вёсны и Осени к периоду Сражающихся царств: переход от колесниц к господству пехоты. Возникновение стремян и развитие конницы.
Семинар III: Расцвет и закладка фундамента теории боевых искусств
1. Развитие и становление боевого искусства на новый уровень. Создание «Семи военных канонов»
2. Возникновение обществ любителей боевых искусств и их значение на последующее развитие ушу.
3. Становление циркового ушу и развитие драматического театра (оперы).
4. О влиянии религии и монастырском ушу.
5. Сведения о методологии тренировок, техническом арсенале и других аспектов боевых искусств в годы династий Сун и Тан, дошедшие до нас в материальных источниках.
6. Генезис китайских доспехов от Древних царств, "Золотого века" и до империи Цин. Десять наиболее знаменитых доспехов.
Семинар IV: Упадок в годы завоевания монголами и династия Мин как «Золотой век ушу»
1. Влияние законодательства монголов на развитие боевых искусств.
2. Парадокс театра и возникновение канонической систематизации оружия на 18 видов;
3. Возникновение «скрытых методов» тренировок. Возникновение концепции использования предметов домашнего обихода в качестве спортивных снарядов.
4. Генерал Ци Цзигуан и его наследие. Методика борьбы с пиратами. Влияние Ю Даю на развитие боевых искусств.
Семинар V: Конец династии Цин и наше время
1. Народные восстания и их влияние на генезис ушу.
2. Охранные агентства и тайные общества. Мистицизм в ушу. Трансформация религиозных методов и яншэнсюэ. Возникновение нэйгун как неотъемлемой составляющей традиционного обучения.
3. Миф о Южном Шаолине.
4. Структура армии времен Империи Цин, экзаменационная система на воинский чин и их влияние на народное ушу.
Семинар VI: Реформы боевых искусств Китая в начале ХХ века
1. Фундаментальные изменения в идеологии, практике и среде боевых искусств Китая конца XIX – начала ХХ веков
2. Реформаторы ушу начало ХХ века, предпосылки их деятельности и основные итоги; влияние западной культуры; возникновение циньна и цигун.
3. Всекитайские испытания в Нанкине и Ханчжоу. Их влияние на дальнейшее развитие ушу.
4. Реформы ушу в ХХ веке: позабытая Ассамблея в Ханчжоу, рождение У-линь.
5. Отличие реформы боевых искусств Новейшего Времени в Японии и Китае.
Общее время около 14 часов.
2.Нэйгун меча Куньу 昆吾劍之內功
Уникальнейший метод "внутренней работы". Несмотря на свое название отлично подходит как базовый нэйгун для занимающихся любым боевым искусством, так и как отличный метод оздоровления.
Включает в себя 12 упражнений. Супер метод для лечения и профилактики всех отделов позвоночника. Две трансляции общим временем 2 часа 49 мин. Более подробно о методе см. тут.
2. Он-лайн: Угунши - Метод формирования структуры тела (五弓式).
Метод формирования структуры тела – угунши. Совместный он-лайн семинар Д.Моисеева и А.Гороховика.
Угунши - один из распространённых методов в ушу. Заключается в идее рассмотрения тела в разных позициях как «пять [различных] луков» (для стрельбы), которые потом объединяют в один.
В результате такой практики тело в движении становится «подобным натянутому луку»: натяжение сверху вниз, от головы до стоп, обеспечивает единое взаимосвязанное целое.
Соединение «пяти луков в один» подразумевает «единение мысли, тела и духа».
Посредством мысли и духа в процессе работы мы овладеваем телом, как единым целым, превращая его в подобие одного лука, где поясница как ось управляет им. И вот тогда тело обретает силу. Можно пускать стрелу.
Ключевым аспектом всех, кроме возможно первого, является поясница - рукоять лука. Если она в результате регулярной практике обретет т.н. "мощь лука", эта мощь разовьется в ногах, сделав их быстрыми и сильными, потом эту силу можно собрать в движение рук. Но если просто так стоять в этих позициях, но ничего не разовьется, конечно. Эти луки отражают то внутреннее усилие, которое должен создавать и нарабатывать занимающийся. В сочетании с правильной формой, это внутреннее усилие и является внутренней работой – нэйгун, вернее ее частью.
Кроме того есть дополнительные требования:
стой как сосна, сиди как колокол, лежи как лук для стрельбы, двигайся как ветер
站如松
坐如钟
卧如弓
行如风
Хотя в поговорке и упомянута сосна, обычно дополняют: не надо стоять, словно бездушное дерево, должна присутствовать одухотворенность, словно как в известной поговорке:
спокойный как невинная девушка стремительный как свирепый тигр с гор.
Все это нужно для того, чтобы достичь быстроты и силы, стремительности и устойчивости в движении, сочетая одновременно мягкость и твердость. Именно об этом говориться в завершающей части поговорки, ибо легкое веяние ветерка может принести долгожданный отдых и прохладу, но может и ураганом с легкостью выкорчевывать вековые деревья.
Отсюда возникает еще один важный аспект вышеупомянутой практики - устойчивость, крайне необходимый бойцу.
«Соединение пяти луков в один» таким образом подразумевает единение мысли\намерения –и которое нераздельно от ци, тела, зависящего/состоящего из цзин и ци, и духа-шэнь, взращиваемого посредством работы-гун. Посредством мысли и духа мы в процессе работы овладеваем телом, как единым целым, превращая его в подобие одного лука, где поясница как ось управляет им. И вот тогда тело обретает силу. Можно приступать к обучению ушу.
В разных школах могут быть свои особенности, которые могут отличаться от тех, которые будут представлены на семинаре.
Продолжительность: 1 час 22 мин
3. Нэйгун " Развитие силы ястребиных когтей с гор Эмей"
Нэйгун «Развитие силы ястребиных когтей с гор Эмей» ( 峨嵋大力鹰爪童子功 Éméi dàlì yīng zhǎo tóngzǐ gōng).
Эффективный комплекс физических и дыхательных упражнений для развития силы верхних конечностей и торса. Выполняется в силовой манере и не занимает много времени. В отличие от большинства подобных методов не цикличен. Может практиковаться, как дополнение к кулачному искусству , так и просто в общеукрепляющих и оздоровительных целях.
Это простой, но в тоже время очень эффективный, нэйгун является одним из «Трех больших умений» Эмейской ветви ушу. Развивает внутреннюю силу, изгоняет болезни и продлевает жизнь.
В этом нэйгун основная задача - развитие внутреннего усилия.
Этот традиционный комплекс упражнений прекрасно развивает совокупную мощь мышц, сухожилий и костей, хотя состоит всего из восьми форм, имеющих логическую связь между собой, которые вы легко сможете тренировать в любое удобное время - он не требует много места и специального тренировочного снаряжения! А пользы для здоровья и прикладных навыков - принесет много.
Продолжительность: 42 мин.
4. Эмейский мягкий пайдагун (峨眉排打软气功 Éméi pái dǎ ruǎn qìgōng)
Эмейский пайдагун - это не т.н. «жесткий цигун». В отличие от последнего, предназначен для подготовки тела к реальному бою.
Отличается мгновенной внутренней взрывной мощностью как противодействие внешней ударной силе.
Эмэй пайдагун есть объединение ударов со звуком, звуком с ци, ци с силой. Разные звуки различной частоты используют для мгновенного выброса (баофали) внутренней ци для борьбы с внешней ударной силой. В прошлом это был один из тайных методов Школы Эмэй.
Относится наряду с нейгуном «Развитие силы ястребиных когтей с гор Эмей» ( 峨嵋大力鹰爪童子功 Éméi dàlì yīng zhǎo tóngzǐ gōng) к одному из «Трех больших умений гор Эмей». Легко учится. Легко выполняется.
С научной точки зрения Эмей пайдагун -это набор дыхательных упражнений и обхлопываний, улучшающих способность «держать удар». Сочетает в себе обучение навыкам управления отдельными группами мышц при помощи набивки, дыхания и звуковых вибраций. Кроме того имеет ярко выраженный оздоровительный эффект.
Состоит из 2-х частей:
1) Тренировка силы дыхания,
2) Непосредственно сам пайдагун.
Эмейское боевое искусство происходит из Эмейских гор в провинции Сычуань и считается одним из трех - вместе с Уданом и Шаолинем - знаменитым направлением китайского ушу. На эмейские стили оказало сильное влияние школы Центральной Китайской Равнины.
Продолжительность: 1 час 47 мин.
5. «У Ши Ицзиньцзин» (伍氏易筋经) - Ицзиньцзин семьи У
«У Ши Ицзиньцзин» - отличнейший метод среди множества упражнений Ицзиньцзин. Он отличается от других тем, что тренирует только верхние конечности. Увеличивает силовую выносливость и увеличивает только силу, а не размер мышцы.
Метод прост и легок в освоении, количество упражнений небольшое. Подходит для всех возрастов без ограничений.
Практиковал сам в течение нескольких лет. Очень увеличивает силу кистей и предплечий. (Люди перестают здороваться за руку). Самое удивительное, что в процессе выполнения, большую часть времени надо не напрягаться, а расслабляться. Очень хорошо использовать перед работой на мешках и снарядах.
Продолжительность: 1 час 30 мин
6. Нэйгун Хуншашоу (红砂手) – «Ладонь красного песка»
Хуншашоу (红砂手 Hóng shā shǒu) «Ладонь красного песка» - отличный нэйгун для боевых искусств, тренирующий и укрепляющий мышцы и кости.
Эти упражнения могут сделать руки сильными, укрепить мышцы и кости, очистить кровь, улучшить состояние внутренних органов, вылечить болезни и продлить жизнь. Этот особый навык, который в старые времена передавался только устно.
Согласно легенде, если практик наносит удар кому-то в тело, через несколько дней появляется ярко-красный отпечаток ладони. Отсюда и название.
Наработка содержит всего пять положений ладони, плюс подготовительное положение. Отдельным блоком идут упражнения для укрепления ударных поверхностей.
Движения простые, их легко запомнить и выполнять.
Продолжительность: 1 час 6 мин
7. «Метод развития силы в позиции лошади».(马步大力功 Mǎ bù dàlì gōng)
«Метод развития большой силы в позиции лошади» - это внутренний метод г-на Цао Сяохуэйя, известного как «Силач юга реки Янцзы». Несмотря на свое странное название, в нем нет ни широкой позиции лошади, ни какого-то особенного развития силы. Зато это простой и сверхэффективный метод улучшить работу сердечно-сосудистой системы, прочистить кровеносные сосуды, и, самое главное, это реальный способ лечения проблем нижних конечностей. В далеком 1990 м году именно этим методом я остановил себе прогрессирующий посттравматический артроз обоих коленных суставов.
Продолжительность: 42 мин.
8. «Наработка по вытягиванию костей» (拔骨功 bágǔgōng)
«Наработка по вытягиванию костей» (拔骨功 bágǔgōng). Базовый метод семейной уданской школы Сюаньупай (玄武派) в передаче известного уданского врачевателя Ян Сюаньчжуна (杨玄钟). Метод состоит из 8 частей. Особенностью является его физиологичность, краткость и простота изучение. Не требует много времени и места.
Продолжительность: 53 мин.
9. Яншэнгун (цигун) в традиции материкового юнчуньцюань
«Метод возвращения почечного ци к изначальному» (肾气归原功法 - 咏春拳气功 Shèn qì guī yuán gōng fǎ - yǒng chūn quán qìgōng)
«Метод возвращения почечного ци к изначальному» («Возвращение изначального ци в почки») - это метод внутренней работы, сохранившийся у продолжателей линии Хуань Цишаня (Yuen Kay-San Wing Chun Kuen).
Во время практики тренирующийся, принимая особенные формы и применяя методы «туна» и «даоинь» использует свойство пустотности элементов материи, усиливая физиологические функции организма, циркуляцию ци и крови. Этот метод проверен многими поколениями практиков и является традиционным способом укрепления здоровья. Отличительная особенность комплекса «возвращения почечного ци» в том, что он следует естественности.
Продолжительность: 43 мин.
10. «Искусство алмазной крепости»
Семинар по методу Цзиньган чаншоугун («Искусство алмазной крепости и долголетия») даосской школы Лунмэнь гор Тяньчжушань.
Этот метод немного схож по воздействию и принципам с Бадуаньцзинь, но, в отличие от него, передавался только внутри школы Лунмэнь гор Тяньчжушань, и построен на схеме У-син Канона Хуанди (Хуан-ди нэйцзин).
Этот метод в наше время широко распространил даосский наставник Чжан Чжишунь. Метод состоит из двух частей - одна часть является заложением основы и относится к жесткой работе,вторая - мягкая, внутренняя часть.
На семинаре будет преподаваться первая часть Цзиньгангун. Более подробно о методе здесь.
Продолжительность: 1 час 31 мин.
11. Секреты шести иероглифов
Он-лайн семинар «Люцзыцзюэ» (六字诀) или «Секреты шести иероглифов». Метод является одним из древних методов вскармливания жизни (яншэн сюэ). Он основан на соответствии шести звуков с пятью внутренними органами человека.
Подробнее здесь.
Продолжительность: 33 мин.
12. Нэйгун Саояо цзяньшэньфа
«Сяояо» - это авторский метод оздоровления, созданный Мастером Линь Яли на основе классической Шаолиньской системы «Ицзиньцзин» (канон по изменению мышц и сухожилий), соединенной с принципами Тайцзицюань, Багуачжан и даосскими методами неподвижного совершенствования, а также, с принципами традиционной китайской медицины. Методика «сяояо» - это квинтэссенция более чем 40-летнего опыта практики внутренних стилей китайского ушу, изучения и практического применения китайской медицины.
Метод «сяояо» представляет собой комплексы неподвижной свайной работы, где особенное внимание уделяется «трем регулированиям» - регулированию тела, сознания и дыхания, в результате чего, достигается эффект выправления тела и освобождение от зажимов, расправление сухожилий и пробиванию энергетических каналов тела, успокоения сознания и погружение в покой, успокоение дыхания и выявление внутренней ци, что способствует психическому и физическому оздоровлению.
После успешного освоения упражнений, принципы этой методики можно использовать и в повседневной жизни, отсюда не будет времени, когда нельзя заниматься и повышать мастерство, улучшать качество жизни.
Методика не требует много места и времени для занятий, а продвижение в практике происходит естественным образом.
Метод «сяояо» содержит стоячие, сидячие и лежачие формы практики. Начальным уровнем является стоячая работа.
Отличный метод внутренней работы как для любого боевого искусства, так и просто как метод оздоровления.
Продолжительность: 1 час 37 мин.
13. Традиционный комплекс «военного бадуаньцзинь генерала Юэфэя» (岳飞八段锦 yuèfēi bāduànjǐn)
Он-лайн семинар Дмитрия Моисеева
С тех пор, как 2003 году Главное управление спорта Китая стало продвигать реорганизованный бадуаньцзинь в качестве основного «оздоровительного цигун», такой упрощенный комплекс стал наиболее распространенным в КНР. Однако сохраняется постоянный интерес и к традиционной версии. Их существует не только "сидячая" и "стоячая" версии, есть разделение на "гражданский"-вэнь и "военный"-у.
По регулярным просьбам сотоварищей по ушу, мы проведем цикл семинаров по традиционному нереформированному бадуаньцзинь.
В ввиду наибольшего интереса, мы начнем с комплекса, известного как "бадуаньцзинь [генерала] Юэ Фэяэ". Комплекс до сих пор популярен благодаря Мастеру Вай Лайшэну ( 万籁声 Wàn Làishēng, 1903–1992), призера Первых Всекитайских испытаний по боевым искусствам в Нанкине и одного из знаменитых «Пятерых тигров», мастеров боевых искусств Севера, развивавшие ушу южнее реки Янцзы.
Существует версия, что именно благодаря «упругим усилиям», который развивает данный комплекс, Мастер Ван Лайшэн мог побеждать известных мастеров ушу Юга Китая, когда при открытия Лянгуан Гошугуань (филиала Центрального Институту Гошу для провинций Гуандун и Гуанси) «пять тигров» решили бросить вызов всем желающим! Об эффективности такой тактики можно судить по тому факту, что после введения системы, когда любой с улицы мог прийти и побиться с кем-то из "тигров", состав занимающихся в гошугуане быстро вырос до более чем 500 студентов в 20 классах.
Ван Лайшэн так же известен как автор знаменитой книги «Общие основы боевых искусств» 1927 года издания о различных аспектах боевых искусств с особым упором на пропаганду боевых искусств в интересах общественного здравоохранения, где настоятельно рекомендует исследовать и модернизировать традиционные китайские боевые искусства.
Комплекс «Юэ Фэй бадуаньцзинь» не самый простой и достаточно интересный. Он явно привязан к принципам, усилиям и базе ушу, как минимум требует знания базовых позиций-ши.
Данный метод не просто про укрепление тела и улучшение здоровья, но и про выработку специальных качеств, неотъемлемых для практики традиционных боевых искусств. По сути, это – «внутренняя работа», одна их трех составляющих традиционного ушу. Даже если действительно этот метод восходит к боевому искусству Семьи Юэ (оно живо и поныне), комплекс отлично подходит к практике любых боевых искусств, от ушу и карате до бокса и капоэйры.
Длительность 1:48.
14. Запись семинара Д.Моисеева «Рубка китайской саблей дао» (Минск, 30.04-01.05.2022)
На семинаре была представлена традиционная техника китайской сабли дао!
Были изучены следующие основные темы:
1. «Семь иероглифических принципов»-цигэцзы (七个子) - это - технические принципы рубки саблей, представляющие собой базовую технику владения этим оружием. На основе этих принципов шла подготовка знаменитых отрядов дадаодуй (大刀队), где важным было быстро и эффективно обучать новобранцев. Такие методики, состоящих из небольшого набора принципов, продвигались известными мастерами ушу в разных провинциях, наиболее известны были Чжао Дэнъюй (赵登禹, 1898-1937), в прошлом телохранитель знаменитого Фэн Юйсяна, и Ма Фэнту (马凤图, 1888-1973). Идея была проста: согласованный залп даёт шанс прорваться на дистанцию броска гранаты, а затем - рукопашная. Она была обусловлена не столько «патронным голодом», сколько сложным горным рельефом и плотной городской застройкой, и такой подход позволял быстро перевести огневой контакт в рукопашную в рамках известной всем концепции «пуля дура - штык молодец!».
2. На семинаре были подробно разобраны парные методы тренировки, наработки и комбинации рубки на базе Цигэцзы, с учетом одного и нескольких противников.
Продолжительность 1:22
15. Запись семинара Д.Моисеева по основам традиционной копейной техники Китая.
Копье главнейшее из всего оружия
枪为诸器之王
Qiāng wèi zhū qì zhī wáng
На семинаре разобраны основные принципы базовой техники копья, защиты и нападения, с учетом разных типов удержания копья (иньское и янское). Это семинар – подготовительный перед разбором 24 техник работы копьем времен Цин (枪二十四势 qiāng èrshísì shì).
Продолжительность: 1:15.
16 Онлайн-семинар Д.Моисеева по Уданскому бадуаньцзинь.
Этот комплекс традиционно относят к методам «Удан Цзингун» (武当精功 wǔdāng jīnggōng), квинт-эссенции местных оздоровительных методов, использующих тройственный принцип «贵养、尚气、法柔», где используются не только привычные нам дыхательные упражнения, но и работа над мягкостью-гибкостью, а также правильное питание, сексуальное поведение, правильный распорядок дня и так далее.
Сейчас существует версия происхождения из «Школы журавля небожителя» (鹤仙门 hèxiānmen), но в середине 90-х ХХ века немногие остававшиеся в Удане старые монахи утверждали, что это оздоровительные методики пришли из Южной школы даосизма, и обучали им всех желающих. Есть версия, что это версия классического бадуаньцзинь, подвергшаяся воздействию методов «журавлиного яншэн», например, таких методов, как «Янский и Иньский журавль»(刚柔鹤 или 鹤形步, так как т.н. «шаг журавля» там присутствует, хотя термин в названии метода не о шагистике вообще, в обеих случаях «журавль» синоним «небожитель»)
Традиционно считается, что эта версия бадуаньцзинь включает в себя:
- «на внутреннем уровне»: «комплекс юноши»-тунцзыгун (童子功 tóngzǐgōng), «наработку небесного круга» (周天功 zhōutiāngōng), «вскармливание пилюли бессмертия» (育丹功 yùdāngōng);
- на «внешнем уровне»: «наработку мягкости/податливости» (柔和功 róuhégōng), «наработку спокойствия/успокоения» (中和功 zhōnghégōng) и развивает упругое журавлиное усилие в теле (鹤形劲 hèxíng jìn).
Интересно, что жоухэгун - наработка противопоставления мягкости силе, распространенная во многих стилях ушу, здесь это – «наработка омоложения», направленная на долголетие, развивающая мягкость тела и незакрепощенность ума. Тоже самое можно сказать и о тунцзыгун, здесь это не традиционные для ушу упражнение на развитие гибкости, но «внутреннее омоложение».
Комплекс очень мягкий и динамичный, включает восемь несложных движений, направленных на общее оздоровление организма.
Продолжительность: 1 час 42 мин
17 Семинар Д.Моисеева по рубке саблей Дао: «Северо-восточная система фехтования «сабля против сабли»»
Семинар основан на предыдущем материале, использует семь иероглифических принципов фехтования мечем-дао и развивает его дальше.
Минск, июнь 2022 год. Продолжительность: 1 час13 мин.
18 Он-лайн семинар Д.Моисеева «Нэйгун Восемь иероглифов» (Бацзыгун 八字功)
Бацзыгун - отличный метод, который возник как нэйгун боевых искусств, но так же это и отличный способ оздоровления организма. Комплекс относительно прост и длится примерно десять минут, но при этом очень эффективен как система профилактики и укрепления здоровья, успокоения умственной деятельности и улучшения общего самовосприятия. Например, есть случаи, когда занимающиеся избавлялись от сложных иммунных заболеваний.
Кроме того, в рамках китайской культуры это классический образец наследия веков, которые относят к «традиционным методам, предназначенных для предотвращения и лечения болезней, а также для укрепления тела и внутренних органов», соответствующих классическому определению из основополагающего трактата традиционной китайской медицины:
上工治未病
Высшее искусство лечения – не допустить болезни
Комплекс является фундаментом для многих продвинутых методов, и изначально направлен на «регулирование Ци и взращивание Шэнь», достигая тем самым полного достижения долголетия (или даже бессмертия).
В Бацзыгун используется общепринятая для подобных методов схема:
炼精化气
炼气化神
炼神还虚
Считается, что за 10 декад практики все болезни полностью растворяются. Естественно эффект будет, если регулярно заниматься.
Продолжительность: 1:37
19 Видео семинара Д.Моисеева по теме: «Техника Цзинь Эньчжуна «12 принципов искусства фехтования дадао» ( 大刀術 十二道 主義 Dàdāo shù shí'èr dào zhǔyì). Часть 1.
Система использовалась при обучении отрядов-мечников дадаодуй (大刀队)для противодействия штыковому бою японской армии в годы Второй Мировой войны.
Подробнее см. тут.
Продолжительность: 62 мин.
Во всем вопросам относительно записей семинаров обращаться сюда.