Найти тему
НУАР-NOIR

Унылые будни кибер-комикса

-2

«Авалон» (2001) хотя и считается классикой киберпанка, но в отличие от своих собратьев вызывает очень сдержанную реакцию. Культовой лента слывет лишь среди геймеров, и то по причине того, что едва или не впервые в мировом кино затронула проблему командной игры.

Однако на уровне глобальных идей «Авалон» заметно уступает и «Нирване», и «Тринадцатому этажу», и «Экзистенции», в известной степени предвосхитивших «Матрицу». Про оную даже не говорим, ибо в случае с «Авалоном» вообще не очень понятно, куда были потрачены миллионы долларов.

Снято так, будто бы фильм делали «у нас» в период упадка кинематографа, пришедшегося на первую половину 90-ых. Опять же в польских локациях очень старательно размещали аллюзии к ставшему вдруг ненавистному «старшему брату». То мелькнет ППШ в руках одного из бойцов. То появится техногенный монстр, напоминающий танк КВ-2, да ещё с едва уловимой на боку надписью «Челябинский…»

«Авалон» так и остался недогруженной игрой, ненасыщенным смыслами киберпанком, хотя он напрямую связан с циклом «Призрак в доспехах». Но именно в указанном варианте данное обстоятельство видится как недоразумение. Впрочем, мы будем говорить о положительной стороне фильма, то есть о том, что осталось лишь на уровне потенций и возможностей. А это как нельзя лучше подходит для темы киберпанка.

Начнем с того, что фильм предполагает развитие собственной мифологии, хотя Мамору Осии и Кадзунори Ито сим подчеркнуто пренебрегли. Показали зрителю лишь два фрагмента и этим ограничились. «Девять сестер» так и остались только куцым упоминанием.

Живущий в сети «призрак» всё-таки обрел более детальное описание: девочка с грустными глазами. Её даже несколько раз явили в кадре. Но совершенно никак не дали пояснений, а почему собственно по ней надо непременно стрелять? Может быть, ёй надо подарить цветы? Или пожать руку? Или вовсе поцеловать?

Откуда такая уверенность, что через убийство «призрака» вам будет дана возможность пройти в неведомый пласт игрового мира? Зачем это делать, можно не пояснять – человека всегда тянуло заглянуть за горизонт, постигнуть неведомое. Фатальная одержимость многих персонажей этим сбойным кластером мнимой реальности (не знаем, как ещё можно характеризовать призрака, живущего в сети) делает его макгаффином –предметом алогичного криминального вожделения, как одного из отличительных признаков мрачного мета-жанра.

Собственно в данном случае нуарными являются все платы действительности: и бытовая, и игровая. Вообще не очень понятно, почему оказавшись в полноцветной реальности, главная героиня предпочла от неё избавиться. Хотя не исключено, что она полагала находящейся за пределами «третьей яви» ещё более чудную Вселенную.

Например, в «Матрице» есть четкая логика поведения персонажей. Сайфер идет на предательство, так как его уже тошнит от минорной действительности, и он готов ею пожертвовать всем во имя пленяющего самообмана. В «Авалоне» на любом привычном уровне безнадежно. А потому надо ли удивляться тому, что персонажи чуть ли не спят на ходу. Получился в буквальном смысле слова «комикс» с замершими картинками-сценами.

Кадр из фильма «Авалон» (2001)
Кадр из фильма «Авалон» (2001)

Одним словом, фильм хорош лишь только как повод для размышлений, так сказать, интеллектуальная провокация, подстегивающая вашу мысль, заставляя нестись её во всю прыть. НО… Но отнюдь не сам по себе. Как нас учили: изреченная мысль есть ложь? В этой версии надо подразумевать, что неизреченное куда более интересно.