Игумен Никон (Воробьев) почил в начале 60-х гг. XX века.
Он был продолжателем старческой святоотеческой традиции, большим почитателем свт. Игнатия Брянчанинова и в свою очередь стал учителем известного современного православного богослова Осипова А.И.
Он оставил большое письменное наследие, в котором обращается к разным современным ему животрепещущим темам.
Большой раздел этих писем составляют письма к студентам Московской духовной академии, которых он духовно окормлял.
В одном из таких писем, написанном в 1961 году, игумен Никон говорит:
«Я все больше убеждаюсь, что христианство не только «исчезает», как говорил свт. Тихон Задонский, а уже исчезло. Полностью исполняется предсказание Игнатия Брянчанинова о падении монашества, а затем и православия. Ни на одного человека нельзя положиться. Ужасно».
Обратите внимание, что это слова, обращенные к студентам духовной академии, будущим священникам и монахам.
Значит, игумен Никон не мог не чувствовать особую ответственность за свои слова и не взвешивать их реальную истинность.
Итак, христианство, по его мнению «уже исчезло» - в начале 60-х гг.
Кстати, это было время самых лютых Хрущевских гонений, когда Хрущев, как мы помним, обещал показать по телевизору «последнего попа».
Неужели все действительно было близко к этому?
Что ж, нам уже с высоты прошедшего времени видно, что православная Церковь выстояла.
Выстояла, как всегда выстаивала в самые тяжелые времена и «врата ада» не одолели ее в очередной раз, как не одолеют до скончания века.
Остались и священники, и монахи. Более того – значительно умножились за более чем полвека с описываемого игуменом Никоном времени.
Можно было бы порадоваться на его ошибку… Но…
Но давайте не торопиться.
Да – внешняя картинка как будто бы выглядит благополучно. Есть и священники, и храмы, и монастыри, и монахи…
Да и просто верующих людей как будто бы стало значительно больше, чем в начале 60-х годов.
Однако наши святые не были бы святыми, а духоносные старцы старцами, если бы смотрели только на внешнюю картинку, и не могли увидеть ее глубину.
В том то и дело, что своим просвещенным взором они проникали сквозь внешнюю вполне благополучную «скорлупу» и видели «гниль», скрытую от поверхностного взора.
Вот свт. Тихон Задонский, на которого и ссылается игумен Никон, в своей книге «Об истинном христианстве» пишет:
«Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться одного слова Божия и поучаться в том, чему оно учит. Ибо день ото дня вера и с верой любовь уменьшаются в людях, и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить».
Не о том же ли пишет и сам игумен Никон?
И хотя святитель Тихон жил в 18-м веке – жуткая тенденция потери веры и любви в людях ясно обозначилась уже тогда.
В 19-м веке об этой же «жути» трубил святитель Игнатий Брянчанинов.
Игумен Никон так соединяет их совместные скорбные ожидания и предчувствия:
«Двести лет назад святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах): «Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство». (А теперь что осталось и на Западе, и у нас?) Эти слова приводит (сто лет назад) еп. Игнатий Брянчанинов в письмах к брату своему и предсказывает, что монашество скоро будет уничтожено, а вслед за ним та же участь ожидает и Православие».
Во время святителя Игнатия дело дошло до того, что он напрямую советует последним оставшимся христианам не доверять никому, никому ни открывать своей духовной жизни и даже к священникам относиться с большим разбором.
Ссылаясь на него, игумен Никон пишет одному из студентов МДА:
«Учись внешне и внутренне по силе своей. Когда окончишь, тогда видно будет, что предпринять. Еще относительно друзей: не открывай себя никому. Это мнение еп. Игнатия Брянчанинова. Вспомни, когда это было сказано – сто лет назад. Уже тогда нельзя было почти никому доверяться. А что сказать теперь! Кроме явного предательства можно тысячами способов повредить другому человеку. Послушай в этом еп. Игнатия!».
Кто-то может сказать: мол, это было сказано игуменом Никоном для советских времен, когда действительно можно было пострадать за принадлежность к Церкви от доноса предательского друга.
Но епископ-то Игнатий жил еще до революции. А и он тоже напрямую говорит о том, что нельзя никому доверять и доверяться.
Значит, дело не в доносах, и в действительно – страшной тенденции «исчезновения христианства», когда вокруг не остается истинных христиан, на которых можно положиться.
Что ж – давайте прислушаемся к этим святительским словам и присмотримся к нашему христианскому окружению.
Скажите, стоя в Церкви в окружении знакомых христиан, во многих ли из них вы уверены?
Уверены, что это истинные христиане, у которых Христос действительно на первом месте в их душах и которые при необходимости готовы за Него эти свои души положить?
Ладно – не будем по максимуму.
Спросим проще: уверены ли вы, что если вы откроетесь кому-то из них, поделитесь своими проблемами, то встретите реальное сочувствие, готовность помочь и поделиться всем необходимым?
И что ваши проблемы не станут достоянием «общественности» в плане «перемывания косточек»?
Уверены, что найдете хотя бы одного такого человека среди всей массы верующих?
Давайте еще обострим проблему.
Мало этого – а уверены ли в самом себе в этом плане?
Уверены ли вы, что если начнутся какие-то гонения на веру или просто даже возникнет угроза их – вы не предадите Христа и сохраните свою веру?
А и вы – настолько вы чисты в сохранении доверенных вам чужих тайн и проблем, и всегда ли искренно стремились прийти на помощь в их разрешении?
Многие ли на все эти гипотетические вопросы уверенно ответят утвердительно, не обманывая самих себя?
Есть большие сомнения в этом.
Так что нет – не ошибались и не ошиблись ни свт. Тихон Задонский, ни свт. Игнатий Брянчанинов, ни игумен Никон (Воробьев)
Христианство действительно «исчезает» и уже «исчезло».
Оно действительно исчезло из массового народного достояния и осталось уделом одиночек, скрытых от мира и огромной массы «псевдоверующих» христиан.
Их «врата ада» действительно не одолеют никогда, и они сохранятся до скончания века.
А вот мы так и будем глупо обольщаться внешней «скорлупой» православия, считая себя «истинно верующими», пока не услышим обращенные к нам апокалипсические слова:
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден и горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг». Откр. 3. 15-17.
Что ответим?