Практически все произведения Жапризо экранизированы. Это неудивительно, если учесть, что сам он был связан с миром кинематографа и писал сценарии. Собственно, "Прощай, друг" и "Бег зайца по полям" как романы появились уже после фильмов, это беллетризированные сценарии. Но последняя книга писателя, "Долгая помолвка" изначально вышла как роман (в 1991 году) и только через 12 лет Жан-Пьер Жене взялся за ее экранизацию.
Это детектив, в котором основное действие происходит в 1920-м году. Но если вы начнете смотреть его, думая увидеть что-то вроде "Мисс Фрайни Фишер" (Платья, шляпки, чарльстон и хи-хи-хи), то разочаруетесь. Фильм достаточно тяжелый, ибо он рассказывает не только о солнечном лете 1920-го года, когда Матильда, не верящая, что ее любимый погиб на войне, начинает его поиски, но и о том, что произошло в 1917-м, в самом разгаре первой мировой (Великой, как говорят французы) войны.
И вот тогда милая любовная история (прелестные Матильда и Манек в детстве, романтический маяк, живописные виды Бретани) превращается в жесткую военную драму. Пять солдат совершили самострел или же получили пулю по неосторожности, что также посчитали самострелом. После приговора суда их выкинут на нейтральную полосу и не так уж важно, чьи пули убьют их, свои или немецкие. Шансов выжить у них нет, когда начнется атака на укрепления врага. Вот от этих кадров пробирает до мурашек.
Но даже на этой ничейной полосе Манек по прозвищу Василек помнит о Матильде и вырезает на дереве символ их любви "МММ" (Матильда - мечта Манека). Так, может быть, Провидение спасет его?
Как вы уже поняли, главную роль сыграла Одри Тоту. И вот тут кроется засада. Почему? Потому что это не Матильда, это Амели. И вообще режиссура до боли напоминает именно этот фильм про девушку с Монмартра: фриковатые персонажи, странная главная героиня с ее приметами и видениями... В общем, почему сложилась такая ситуация, я поняла, когда посмотрела на фамилию режиссера. Ибо как раз Жан-Пьер Жене "Амели" и снял. Я понимаю, есть такое явление, как фирменный стиль. Но ни Крамеру, ни Висконти, ни Нолану он не мешал делать совершенно разные фильмы. А тут "не склалось".
В фильме сыграли звезды французского кино, как уже состоявшиеся на тот момент, так и начинающие. На роль Манека пригласили Гаспара Улеля, которому было всего 20 лет, но для которого это был уже далеко не первый фильм (он даже успел получить две номинации на Сезара). В роли солдата Франсиса Шесть Су можно увидеть Дени Лавана, alter ego Л. Каракса.
Роковую красотку Тину сыграла Марион Котийяр, а Элоди Горд - Джоди Фостер. Кстати, по фильму Элоди полячка, что объясняет непохожесть этой белокожей светлоглазой женщины на француженок.
Что касается платьев и шляпок, то с ними все в порядке. Только вот это еще отголоски моды 1910-х, а не бурных 20-х годов. Только-только кончилась величайшая война в истории человечества, люди просто не имеют достаточно средств, чтобы купить обновки и донашивают старье. Зато какие там простыни, скатерти и пр. О-о-о-о! Вышивки, кружева и мережки - просто чудо. Прически тоже еще не имеют ничего общего с каре или бобом последующих лет.
Чем еще хорош фильм? Он очень теплый, домашний. Приемная семья Матильды - это просто прелесть. И пес Горошек - тоже.
Резюме: фильм неплохой, но немного вторичный.
Картинки с сайта https://www.imdb.com