Mini — один из самых узнаваемых автомобилей в истории автомобилестроения. Даже в странах, где Mini не продавался, он укоренился в массовой культуре. Инновационный двигатель Mini с поперечным расположением и переднеприводная компоновка оказали глубокое влияние на дизайн автомобиля наряду с множеством других конструктивных особенностей.
Производственный цикл Mini также был огромным, начиная с 1959 года и заканчивая 2000 годом.
История начинается с нехватки топлива в 1957 году, вызванной Суэцким кризисом. В Великобритании послевоенное нормирование топлива и продажи больших автомобилей резко упали, в то время как маленькие автомобили, такие как оригинальный Fiat 500 и немецкие автомобили "пузыри", резко выросли.
Леонард Лорд (на то время глава BMC) решил заняться созданием «правильного миниатюрного автомобиля». Он изложил некоторые основные параметры конструкции, в том числе то, что автомобиль должен помещаться в коробку размером 10 × 4 × 4 фута, и он должен использовать существующий двигатель для экономии.
В дело вступил новаторский англо-греческий дизайнер Алек Иссигонис. Он взял задание и сделал все возможное, чтобы выполнить его, попутно придумывая решения.
Он взял существующий двигатель BMC и поместил трансмиссию в картер, а затем установил ее поперечно, чтобы она занимала еще меньше места спереди. Затем Иссигонис попросил своего друга Алекса Моултона разработать компактную, эффективную, но недорогую систему подвески, основанную на резиновых конусах, а не на традиционных стальных пружинах.
С новой компоновкой трансмиссии, новой системой подвески и колесами, полностью вынесенными по краям кузова, в автомобиле было место для 4 человек внутри. У него также был отличный баланс, тяга и сцепление с дорогой, а также легкий вес при использовании жесткого монококового шасси.
Иссигонис также был заядлым курильщиком, который ненавидел слушать радио во время вождения, поэтому в Mini сначала не было радио, но в нем была пепельница для водителя.
Mini был выпущен в 1959 году и продавался как Austin Seven и Morris Mini-Minor, а также был представлен как двухдверный седан. На короткое время он появился в Северной Америке под названиями Austin 850 и Morris 850.
Продажи поначалу шли медленно, и Форд, как известно, заявил, что BMC, должно быть, теряет около 30 фунтов стерлингов с каждой машины. Исходя из этого и для Европы, Ford проигнорировал рынок небольших автомобилей и вместо этого построил Cortina .
BMC заявила, что потери просто не было, и то, как стоимость Mini была разделена с другими моделями, и используемые детали, такие как дверные петли, установленные снаружи, и не скрытая сварка, явно помогли снизить затраты. В 1960-х последовали двухдверный фургон, двухдверный пикап и купе-кабриолет, и продажи начали расти.
Mini вошел в популярную культуру в 1960-х годах, когда знаменитости и поп-звезды были замечены в них.
Факт заключался в том, что Mini был близок к идеальному дизайну, созданному в нужное время. Это была маленькая, недорогая, но веселая в управлении машина с характером.
Mini стал модным, когда начало 1960-х превратилось в бурные 60-е, а популярная культура использовала Mini на телевидении и в кино, особенно в классическом фильме «Ограбление по-итальянски» .
В фильме об ограблении, где привлекательная преступная группировка во главе с Майклом Кейном крадет золотые слитки в Италии. В кульминации фильма водители-беглецы максимально использовали размер и маневренность Mini (один окрашен в красный, один белый и один синий), пробираясь по забитым автомобилями улицам Турина.
Четвертое поколение было последним, в котором произошли серьезные обновления, и к тому времени в нем были большие двери со скрытыми петлями, большие задние боковые окна, а раздвижные передние окна были заменены стеклами, которые поднимались и опускались. Второе поколение увидело новую переднюю решетку, и коробку с синхронизаторами для всех четырех передних передач. Подвеска с резиновым конусом была заменена в первом поколении на столь же компактную систему Hydrolastic в 1964 году, чтобы сделать автомобиль более мягким.
Mini привлек внимание гонщиков - производителя гоночных автомобилей и друга Иссигониса, Джона Купера , который признал его потенциал в плане автоспорта.
Он дал 848-кубовому мини-двигателю более длинный ход поршня, два карбюратора SU, добавил коробку передач с более близким передаточным числом и передние дисковые тормоза, чтобы создать Mini Cooper .
Было создано 1000 автомобилей, чтобы они соответствовали правилам омологации для раллийных гонок Группы 2.
Более мощный Mini Cooper S добился успеха в гонках, побеждая автомобили гораздо большего размера. На ралли Монте-Карло 1963/1964 годов Cooper в руках Пэдди Хопкирка за одну ночь стал легендой автоспорта, одержав общую победу. Год спустя Тимо Мякинен одержал еще одну победу в такой плохой погоде, что финишировали только 35 из 237 участников. В следующем году Mini закрепил свой культовый статус в ралли, одержав победы в руках Тимо Мякинена, Рауно Аалтонена и Пэдди Хопкирка.
Mini продолжил свой успех во всех видах гонок, и легендарные гонщики, в том числе Грэм Хилл, Ники Лауда, Джеки Стюарт, Йохен Риндт, Джон Сертис и Джеймс Хант, начинали с гонок на Mini.
После 4 десятилетий производства последним Mini, сошедшим с конвейера, стал красный Mini Cooper Sport седьмого поколения. За 41 год производства было продано более 5 миллионов автомобилей Mini. В последний раз он появлялся в топ-10 самых продаваемых автомобилей в Великобритании в 1981 году, что невероятно для автомобиля, родившегося 22 года назад.
В опросах и журналах Mini был признан самым важным автомобилем, построенным после Ford Model T.
К тому времени, когда производство Mini закончилось, ее выпускали BMC i, Leyland и Mini. Это была настолько хорошая машина, что ни одна из трех известных своей ужасностью компаний не смогла ее испортить.
Если есть что-то, что показывает , насколько великолепным был дизайн Иссигониса , так это то, что ни одна из этих компаний не смогла его убить, в то время как им удалось испортить почти все остальное что они производили.