Найти тему
Снеговик с гармошкой

5 коротких рассказов, ставших полнометражными фильмами

Оглавление

Всем привет. Помню времена, когда пытался писать в этом блоге о литературе... Выяснилось, впрочем, что кинематограф людям интереснее.

Сегодня буду совмещать: расскажу о пяти случаях, когда небольшая новелла, длиной в несколько страниц, становилась основой для целого фильма. Разумеется, таких примеров гораздо больше, я лишь выбрал случайным образом, по принципу "первое, что пришло в голову".

Важный момент: беру фильмы, сохранившие сюжет первоисточника. Поэтому в подборку не войдёт, скажем, "Газонокосильщик", формально снятый по рассказу Кинга, но фактически не имеющий с ним ничего общего.

И разумеется, все эти рассказы я читал, поэтому и могу сравнить с экранизацией.

Фильм: "Чужие среди нас"/They live (1988)

Первоисточник: "В восемь утра", Рэй Нельсон.

Сюжет рассказа: некий обычный человек обнаруживает, что его родной город захватила раса людоедов-гипнотизёров, которые маскируются под обычных людей. Герой, не будучи суперменом, находит способ уничтожить тварей.

Что в фильме: культовый режиссёр Джон Карпентер снял полноценный боевик, взяв на главную роль не какого-то там парня с улицы, а фактурного борца Родди Пайпера. Сюжет особых изменений не претерпел, разве что важную роль сыграли чудесные очки (в рассказе их не было).

Сцена, в которой герой надевает означенные очки, вошла в легенды:

Есть люди, которые верят, что фильм снят по реальным событиям. Дескать, рептилоиды среди нас!

Жаль, что в целом кинцо получилось неровное. Действие разгоняется довольно долго, а сцена, где двое персонажей мутузят друг друга в течение 5 минут, навевает тоску. (Ясное дело, надо же как-то растянуть рассказ до фильма!) Но концепция и обаятельный герой всё искупают.

Фильм: "Посылка"/"Коробка"/The Box (2009)

Первоисточник: "Нажмите кнопку", Ричард Матесон

-2

Сюжет рассказа: даме подарили штуку с кнопкой и сказали, что если она нажмёт кнопку, то получит 50 тысяч американских рублей, но где-то скoнчается незнакомый человек. Она нажала, и в тот же день пoгиб её муж. Когда вдова стала предъявлять претензии, ей резонно возразили: а вы так уверены, что ЗНАЛИ своего мужа?

Что в фильме: к женщине, которую играет Камерон Диаз, приходит старикан с плохо прифотошопленной дырой на роже, и приносит в коробке ту самую штуку с кнопкой. Условия те же: при нажатии кнопки умрёт человек, но дама при этом получит приз в один миллион американских рублей. Примерно через полчаса унылых размышлений кнопку нажали.

-3

Оказалось, это был эксперимент инопланетян, насчёт гуманности и всего такого. Семья, которая не проявила гуманности, должна поплатиться. Конечно, даже с таким сюжетным поворотом история не дотягивает до двухчасового хронометража. В итоге между завязкой и развязкой сценарист напихал кучу сцен, не имеющих отношения к основному сюжету. Получилось две истории в одной: про коробку и про то, как инопланетяне людям мозги промывают. Что-то в стиле "Вторжения похитителей тел", но там было понятно, чего хотят инопланетяне, а тут... Какой-то чахлый недонуар с убогой компьютерной графикой.

Фильм: "Четвёртая планета" (1995)

Первоисточник: "Третья экспедиция". Рэй Брэдбери.

-4

Если что, я не мухлюю: фильм представляет собой экранизацию одной из глав "Марсианских хроник" - романа, состоящего из множества законченных новелл, некоторые из которых публиковались отдельно.

Сюжет рассказа: астронавты с земли прилетают на Марс и обнаруживают там обычный земной город, где живут их давно почившие родственники. Выясняется, что это ловушка марсиан, которые наслали на землян морок, чтобы усыпить их бдительность и уничтожить.

Что в фильме: двое русских и один американец прилетают на Марс и попадают в обычный советский городок, в котором руководитель экспедиции обнаруживает город своего детства. Теперь у него появился шанс спасти девушку, погибшую 20 лет назад...

С одной стороны, фильм весь пронизан уютной атмосферой застойного СССР и сейчас, спустя 30 лет, вызывает ещё больше ностальгических чувств, чем изначально. С другой, не вполне понятна сюжетная задумка. Здесь уже не идёт речи о гипнозе коварных пришельцев: скорее, на Марсе существует некое мыслящее поле, типа Соляриса, которое исполняет желания... но зачем? Вывод-то какой из этой истории?

Фильм: "Зона 51"/"Грузовики"/Trucks (1997)

Первоисточник: "Грузовики". Стивен Кинг

Сюжет рассказа: машины ожили и захватили мир. Люди в качестве рабов вкалывают на заправке, обслуживая грузовики. Вот, собственно, и всё.

Что в фильме: как известно, Стивен Кинг - самый экранизируемый из ныне живущих авторов. Но тут у нас особо редкий случай, когда один непритязательный рассказик маэстро экранизирован дважды. Первым фильмом было "Максимальное ускорение", снятое лично Стёпой Королёвым, и только поэтому заслуживающее внимания (ну ладно, ещё и саундтрек был хорош). Но был и второй фильм, о котором мало кто помнит. Бюджет у него был явно меньше, зато фантазия у создателей работала лучше.

Итак, некая демоническая сила вселяется в грузовики (легковушки и мотоциклы при этом не трогая) и в некоторые другие агрегаты. Автомобили начинают давить хозяев. Кучка людей прячется в закусочной... Да, всё как в первом фильме, если б не несколько крышесносящих вставных эпизодов. В одном из них на человека нападает игрушечный грузовичок (и буквально размазывает). Второй эпизод - ещё хлеще: двое учёных приезжают на место аномалии, разобраться что к чему. Только начали разбираться, как внутри их передвижной лаборатории сам собой начал надуваться защитный скафандр. Наполнившись кислородом, скафандр взял топор и всех порубал. До такого ещё додуматься надо, снимаю шляпу.

Хотя в целом, конечно, ничего особенного. Ужастик среднего пошиба.

Фильм: "Открытка из Америки"/Amerikai anzix (1975)

Первоисточник: "Джордж Тарстон". Амброз Бирс

-5

Сюжет рассказа: военный пытается бороться со страхом смерти методом "от противного", нарочно стараясь оказаться на волосок от гибeли. Каждый раз он чудом выживает, но потом, по иронии судьбы, пoгибает, свалившись с качелей.

Что в фильме: что-то... очень странное. Снимали это дело граждане социалистической Венгрии, гораздые до всякой киношизы. (О нескольких "жемчужинах" писал ТУТ.) Все события коротенького рассказа вошли в фильм, но общий сюжет не о том, а о... вот чтоб мне лопнуть, если я понял, о чём. Что-то про Гражданскую войну в США, где участвовали венгерские добровольцы, и про некие оптические приборы. Главное тут - не ПРО ЧТО снято, а КАК.

-6

Посмотрите на кадры. Думаете, мне попалась какая-то дефектная копия? Нет, так и было задумано: снять фильм так, будто в XIX веке уже существовала киносъёмка. Выглядит, будто очень старые фотографии ожили.

Визуально - очень интересно, эпоха воссоздана хорошо (на мой дилетантский взгляд). Но вопросы "что это, о чём и зачем?" не покидают зрителя и во время просмотра, и после.

Всем спасибо! Добавляйтесь!

Статья о том, как маленький рассказ стал основой для ЧЕТЫРЁХ фильмов.

Подкинуть на кофе развитие канала: СБ 2202 2002 0666 5828