Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Чудо Северного Возрождения — Альбрехт Альтдорфер

О начальном этапе жизни Альбрехта Альтдорфера — художника Северного Возрождения — известно не так уж и много.

Когда родился?

Около 1480 года. Более точных данных нет.

У кого учился?

А кто ж его знает! Данных нет. А раз так, то историки предполагают, что учился он у отца — тот тоже был художником. Правда, в своей подписи Альтдорфер подражал Дюреру, но у Дюрера такого ученика обнаружено не было. А с другой стороны, подписи Дюрера подражал не только Альтдорфер. Кто ж откажется от возможности использовать модную торговую марку!

Еще говорят, что размещенный в шапке портрет уже пожилого Альтдорфера — это автопортрет, вон и две буковки А есть. Вот только если это и автопортрет, то перерисованный в другом веке. У Альтдорфера был совсем другой стиль (ниже можете убедиться), монограмму он изображал несколько иначе, да и вписывать портреты в овал в первой трети XVI века было не принято.

А ниже, кстати, гравюра на мифологический сюжет из истории Троянской войны — суд Париса. И в этой гравюре вы сразу видите многие особенности творчества Альтдорфера — интерес к пейзажам, фантастический взгляд на мир, в том числе и на небо, неожиданные ракурсы.

-3

И обратите внимание — со знанием анатомии у Альтдорфера было не очень хорошо. Но для художников Северного Возрождения это не было редкостью.

Впрочем, современники считали его не столько художником, сколько архитектором. Но, как и всякий нормальный деятель Возрождения, Альтдорфер был многостаночником — живописец (один из ведущих художников Дунайской школы), рисовальщик, гравер, архитектор, фортификатор и строитель, политик и дипломат.

Как архитектор, он любил изображать на картинах реальные и фантастические строения.

Представьте себе, но это Сусанна и старцы
Представьте себе, но это Сусанна и старцы

Как политик он был одним из ратманов города Регенсбурга, а потом и бургомистром (недолго и от должности отказался), был послом города при имперском дворе. Как ратман он прославился тем, что снес в городе синагогу. Правда, перед эти он все же зарисовал ее убранство (см. ниже).

-5

Но одно из главных отличий от художников-современников — это любовь Альтдорфера к пейзажам. Он первым сделал пейзаж самостоятельным жанром. Да, Дюрер писал пейзажи, но не переносил их в живопись.

Альтдорфер перенес.

И очень необычно. Оцените картину ниже. Пейзаж с башней и мостом отображен не на расстоянии, а близко и снизу. Башня не в центе, а сбоку, а в центре дерево и мост.

-6

Или вот картина св. Георгия с драконом. Впору спросить, а где святой?

Да внизу. Вот только главное не он, а лесная чащоба. И вот ведь что интересно, картина маленькая, но оставляет ощущение величия леса. А еще видно, что художник выбрал взгляд на святого сверху, словно забрался на гору или расположился среди ветвей очередного дерева-великана.

-7

К лесу мы еще вернемся, но людей Альтдорфер изображал не только крохотными в самом низу своих картин. К примеру, в большой серии рисунков, созданных по заказу императора Максимилиана "Триумфальное шествие", они занимают центральное место.

Идея императора была грандиозной. Первоначально на пергаменте были созданы изображения (коричневый цвет, золото и серебро), после чего за работу должны были приняться резчики и печатники. А распечатанные гравюры предполагалось раскрашивать. Начальные рисунки были переплетены в книгу. Листов было 109, но до нашего времени дошли 62.

Где остальное? Да кто ж знает!

Но зато оцените необычные идеи — ландскнехты несут целые картины с изображением побед Максимилиана и даже модели кораблей. Хотели бы иметь такие?

Вот только раскрашен был лишь один комплект гравюр, и это делал не Альтдорфер. Считается, что работа была осуществлена только в XVIII веке.

Но вернемся к природе. Вот несколько необычных для XVI века работ Альтдорфера. Мало того, что пейзаж, так главное в нем не замок, не город, не часовня или горы, а дерево (или деревья)! И эти деревья занимают чуть ли не все пространство, а остальное прячется под их ветвями.

Для той эпохи это был неслыханный эксперимент и новаторство.

Вообще новаторством Альтдорфер просто дышал. Полюбуйтесь, картина из серии мученичества св. Флориана. Половина картины занимает природа, причем в нижней половине картины. А наверху, на мосту, разворачивается история святого. При этом мастер пишет его снизу, так что ноги Флориана ниже колен не видно — мост же мешает разглядеть (да и стоит святой на коленях)! Можно подумать, будто художник разместился почти под мостом. Во всяком случае, очень близко к нему.

-10

А здесь еще интересней. Две гравюры на мифологическую и библейскую темы. Посмотрите, как необычно художник расположил персонажей мужчин — ногами к зрителям!

Пытаюсь вспомнить, кто из художников так экспериментировал с ракурсами. Вспоминается только Монтенья. Может, Альтдорфер все же ездил в Италию — такая версия есть, хоть и нет никаких ее подтверждений. Но... обе гравюры были сделаны до предполагаемой поездки художника.

Или вот — св. Себастьян. Все художники помещали его в центр картин, но не Альтдорфер! Сбоку, сбоку, а в центре пейзаж с мостом и тревожное небо.

-12

Что-что, но тревожное небо Альтдорфер изображать любил и чем дальше, тем более фантастичное.

В нем становилось все больше какой-то космической магии, а краски делались все более яркими, почти кричащими.

-14

Принято писать, мол, это трагедия немецких художников, переживших взлет начала XVI века, на художников повлиял кризис 1530-х годов.

Но почему, собственно, трагедия и почему 1530-е?

Фантастичность, яркость красок наблюдались у Альтдорфера задолго до 1530-х. Может, просто признать, что это особенность его взгляда на мир?

Узнаваемый, но при этом сказочный, фантастичный, временами — декоративный, как на картине ниже.

-15

© Юлия Р. Белова

Подборка "Изобразительное искусство"

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте