Эта картина поразила меня еще в детстве.
Чем?
Грандиозностью происходящего, удивительным сочетанием реального и фантастического. Я удивлялась, как в одну картину можно вместить чуть ли не весь мир. Меня удивлял необычный ракурс, когда зрителю кажется, будто он парит над битвой.
А еще в детстве меня поражало, что события IV века до нашей эры отображены художником совершенно неисторично. Да, я знала, что в XVI веке в картинах на исторические и мифологические темы персонажи изображались в современных художникам нарядах, но в детстве это казалось мне очень странным. Принять факт, что историческое мышление тогда просто не существовало, удалось позже.
На картине изображен финал битвы Александра Македонского и царя Дария. Дарий бежит с поля боя на своей колеснице, бросив, между прочим, свою семью, его преследует царь Александр. Две золотые фигуры выделяются на общем фоне, да к тому же художник позаботился подписать героев, чтобы зрители не спутали, кто есть кто. И знаете, это ничуть не снижает впечатления от картины.
И удивительный пейзаж. Море, остров — все вполне реальное и при этом кажущееся каким-то инопланетным пейзажем.
И фантастическое, космическое в своей грандиозности небо.
Удивительное дело, но табличка, описывающая происходящее, и свисающая с таблицы цепь с кольцом только подчеркивают глубину и огромность изображенного мира.
И вот, что написано на табличке:
Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников.
Естественно, мне хотелось узнать больше о художнике, но в те времена найдено о нем было не так уж и много. Да и сейчас об Альбрехте Альтдорфере известно мало. Впрочем, то что известно, показывает незаурядного человека.
А. Альтдорфер был младше А. Дюрера, он родился где-то в 1480 году. И свою подпись он сделал похожей на подпись Дюрера. Можете сравнить:
Как вы понимаете, подпись Дюрера появилось раньше.
Альбрехт Альтдорфер был художником, гравером, один из первых стал работать в технике офорта, еще он был архитектором и фортификатором. Как горожанин, он стал членом совета родного города Рагенсбурга и мог бы стать мэром, но отказался от такой возможности, чтобы выполнить заказ герцога Вильгельма IV Баварского — написать эту самую картину "Битва Александра Македонского с Дарием".
Альтдорфер, как и Дюрер, во многом был первым. Он не только одним из первых стал работать в технике офорта, экспериментировал с ракурсами и освещением. Именно он сделал пейзаж самостоятельной темой для живописи. Да, у Дюрера было множество пейзажных рисунков (карандаш, акварель), но он не переносил их в живопись. Возможно, полагал, что зрители этого просто не поймут. А вот Альтдорфер взял и сделал — стал писать пейзажи, где могло вообще не быть ни одной фигуры. И это потрясало зрителей, словно они заново узнавали знакомый мир.
В общем, "Битва Александра Македонского с Дарием" появилась не на пустом месте. Более того, у нее был конкретный предшественник (о чем в детстве я даже не догадывалась) — картина самого Альтдорфера "Победа Карла Великого над аварами".
Картина была написана за 10 лет до "Битвы Александра..." — в 1518 году, и вы можете увидеть в ней первую попытку создания грандиозной сцены битвы, где битва на земле отражается в небесах.
В "Победе Карла" тоже дается взгляд сверху. Главный персонаж изображен в золотых тонах. И... небо. День и ночь одновременно, словно Альтдорфер желал показать Вселенную, которую скрывает от нас атмосфера. Вот как, как ему пришло это в голову?!
Эта картина уступает "Битве Александра", ну так не удивительно, все же 10 лет — большой срок для любого человека, тем более для мастера.
И вот этот момент — неисторический взгляд на сражение — меня необыкновенно умиляет. Пушки в войске Карла Великого.
Да, "Победа Карла Великого" уступает "Битве Александра", но она ступень, по которой художник поднимался в своем мастерстве.
Посмотрите работы Альтдорфера — это того стоит. В наше время развития IT-технологий это уже не представляет сложностей.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Изобразительное искусство"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте