Найти тему
Исследование Писания

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.15): ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

ПРЕДПОСЫЛКИ

“После этого пришёл Он в Капернаум, Сам и мать Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим” (Ин. 2:12, 13).

Стих 12. Этот стих начинается с соединительного наречия (мета тоуто), которое Иоанн часто использует, говоря о неопределённом времени. Обычно его переводят как «после этого» или «потом». Здесь оно означает некоторое время после свадебного торжества. Иисус пришёл в Капернаум по северо-западному берегу Галилейского моря. Этот город находился на 210 м ниже уровня моря; следовательно, из Каны в него «спускались». Принято считать, что это то же самое поселение, что и Тель Хум, расположенный в двадцати пяти километрах к северо-востоку от Каны. Судя по всему, Иисус жил в Капернауме бόльшую часть Своего служения в Галилее (см. 6:24, 59; Мф. 4:13; 8:5; 9:1). Вместе с Иисусом в Капернаум пошли «мать Его, и братья Его, и ученики Его». Хотя на тему «братьев» Иисуса было сказано немало, логичнее всего предположить, что это были дети Марии и Иосифа: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда (Мф. 13:55). «Учениками», вероятно, были последовавшие за Иисусом, о которых сообщается в гл.1: Андрей, Пётр, Филипп, Нафанаил и ученик, чьё имя не названо. Ремарка «и там пробыли немного дней», возможно, означает, что после того, как они устроились в Капернауме, Иисус и Его ученики отправились в Иерусалим на Пасху.

Стих 13. Иоанн уточняет название праздника «Пасха иудейская» для тех своих читателей из язычников, которые не были знакомы с еврейскими обычаями. В своей книге Иоанн пишет о трёх праздниках Пасхи (2:13; 6:4; 11:55), что означает, что служение Иисуса длилось от двух с половиной до трёх лет. Если под фразой «праздник иудейский» в 5:1 также подразумевается Пасха, тогда Его служение длилось более трёх лет. Пасху праздновали в четырнадцатый день еврейского месяца нисан (соответствует первому месяцу религиозного календаря на основе лунного цикла), приблизительно первого апреля. Пасха, о которой здесь идёт речь, вероятно, была в 27 г. или 28 г. н.э. Пасха была древнейшим еврейским праздником, одним из трёх основных; двумя другими были Пятидесятница, которую праздновали в месяце сиван (май–июнь), и праздник Кущей, соответственно в месяце тишри (сентябрь–октябрь). Пасха должна была напоминать евреям об освобождении Израиля из Египетского рабства. Сразу же за Пасхой следовал семидневный праздник Опресноков. К началу первого столетия эти два события были объединены в один восьмидневный праздник, для которого использовались оба названия.

Каждый взрослый мужчина еврей должен был присутствовать на праздновании Пасхи. Помня об этом, Иоанн пишет, что в первую из упомянутых им Пасх «Иисус пришёл в Иерусалим», чтобы праздновать Пасху так, как Его учили в семье, в соответствии с традицией (см. Лк. 2:41). Иоанн снова проявляет внимание к деталям, написав буквально, что Иисус «поднялся» в Иерусалим. Поскольку Святой город иудеев располагался на горе, на высоте почти восемьсот метров над уровнем моря, то в него «поднимались», в отличие от Капернаума, в который «спускались».

ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

“И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели менялы денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у менял рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». При этом ученики Его вспомнили, что написано: «Ревность по доме Твоём снедает Меня»” (Ин. 2:14–17).

Стих 14. Храм включал огромную территорию с дворами и стенами, ведущими непосредственно к храму. Первый двор назывался «двором язычников». В него мог войти каждый, тогда как в остальные дворы разрешалось входить лишь еврейским мужчинам и женщинам или только мужчинам. Торговая деятельность происходила во внешнем дворе. Благодаря своим невероятным масштабам, она практически превратила этот двор в рынок. Пришедшие на поклонение должны были иметь с собой жертвенных животных; обычно их покупали на месте. Даже если животных приводили с собой, их могли признать недостаточно хорошими для жертвы. По этой причине в храме продавали волов («крупный скот»; Современный Перевод), овец и голубей. Вместо того, чтобы совершать эти сделки в отведённом для них месте, торговцы расположились во дворе язычников, куда приходили помолиться и поразмышлять.

Кроме того, там устроились и сидели менялы денег. Каждый еврейский мужчина, достигший двадцати лет, должен был заплатить налог на содержание храма (см. Исх. 30:13, 14; Мф. 17:24). Чтобы заплатить этот налог, пришедшие издалека евреи должны были поменять деньги на необходимую валюту. Для этой цели использовался тирский шекель, который почти приравнивался к древнему еврейскому шекелю. Эта монета ценилась за высокое содержание серебра и потому что она «не афишировала Римское господство над Израилем». На некоторых римских монетах было изображение кесаря, что, по мнению многих иудеев, было бы оскорблением храма, если бы они оказались в его сокровищнице. Ирония заключалась в том, что на тирских шекелях, которые использовались для уплаты храмовой подати, находились изображения языческих идолов.

Синоптические Евангелия повествуют, что Иисус возмутился тем, что торговцы и менялы превратили храм в «вертеп разбойников» (Мф. 21:13; Мк. 11:17; Лк. 19:46). Очевидно, некоторые торговцы и менялы брали лишнее, пользуясь нуждой людей. Они хитрили и были нечестными при совершении этих сделок. В книге Иоанна ситуация изображена так, что складывается впечатление, что Иисус был возмущён торговлей на территории храма как таковой; торговцы должны были вести свои дела в ином месте. Можем представить, что чувствовали пришедшие на поклонение люди, которые пытались молиться или размышлять под аккомпанемент человеческих криков, рёва волов и блеяния овец. Конечно же, для торговли должно было быть иное место, чем храмовый двор.

Стихи 15, 16. Иисус сделал бич из верёвок, возможно, из тех, что предназначались для связывания животных, и выгнал из храма всех. Происшедшее, несомненно, послужило иллюстрацией к двум отрывкам из Ветхого завета. В Мал. 3:1–3 сказано: «…ангел Мой… внезапно придёт в храм Свой… и очистит сынов Левия…» В Зах. 14:21 написано: «И не будет более ни одного хананея [торговца] в доме Господа Саваофа в тот день». Хотя Иисус действовал очень решительно, не стоит путать Его решительность с жестокостью. Вероятно, не столько физическая сила Его бича, сколько Его праведный гнев прогнал скверну из этого места. Именно Его гнев, а не Его бич очистил храм. Иисус изгнал из него торговцев, а также их волов и овец. Он рассыпал деньги у менял и столы их опрокинул. Он приказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Храм не должен был превращаться в рынок. Это был дом Его Отца, и Он не мог спокойно стоять в стороне и смотреть, как его оскверняют.

Стих 17. Иисус был настолько разгневан происходящим, что ученики Его вспомнили слова из Пс. 68:10: «Ревность по доме Твоём снедает Меня». Не вполне ясно, когда ученики вспомнили эти слова: в то время или после воскресения Иисуса (см. 2:22). Псалом 68 является мессианским и часто цитируется, как в Евангелии от Иоанна, так и в других книгах Нового завета. Храм был не просто местом для любого поклонения; он был местом для чистого поклонения единому и истинному Богу. То, каким образом его использовали, Иисус принимал лично на Свой счёт; в конце концов, это был дом его Отца. Произнеся фразу «дом Отца Моего» (2:16), Он фактически заявил о том, что был Сыном Бога. У Иисуса были особые отношения с Отцом. Этот рассказ о действиях Иисуса полностью согласуется с задачей Иоанна показать, что Иисус был Христом (Мессией), Сыном Божьим. Эдвин Клемент Хоскинс так пишет об этом: «Это не просто поступок еврейского реформатора, это знак, указывающий на приход Мессии».

Хотя между рассказом Иоанна об очищении храма и тем, как о нём повествуют Синоптические Евангелия, имеется ряд различий (Мф. 21:12, 13; Мк. 11:15–17; Лк. 19:45, 46), самым очевидным является расхождение во времени. В книге Иоанн это событие изображено как первое из публичных дел Иисуса в Его служении, тогда как в Синоптических Евангелиях оно представлено как Его последний публичный поступок, совершённый в начале Его последней недели в Иерусалиме как раз перед тем, как Он был распят. Некоторые библеисты настаивают на том, что на самом деле было лишь одно очищение храма. Это вполне возможно, особенно если принять во внимание тот факт, что Иоанна более заботила теология, нежели хронология. В связи с этим Рэймонд Браун отмечает: «Искать безупречную хронологическую последовательность в Евангелии от Иоанна совершенно напрасное занятие, поскольку евангелист сам предупредил нас, что его интерес был совсем иным [20:30, 31]». Ф. Брюс так объясняет это:

«Представляется вполне вероятным, что Иоанн взял это событие из его временнόго контекста и намеренно поместил его в начало своего повествования о служении Иисуса в Иерусалиме. Если его читатели поняли значимость этого события, тогда они должны были понять и то, в чём будет заключаться дальнейшее служение».

По мнению других исследователей, было два очищения храма: одно в начале служения Иисуса, а другое в конце. В поддержку этого предположения приводятся такие данные, как то, что кроме некоторых сведений об Иоанне Крестителе, Ин. 1–5 содержит значительное количество материала, которого нет в Синоптических Евангелиях. Кроме того, упоминание о строительстве храма в течение «сорока шести лет» (2:20), указывает на более раннее время этого события в книге Иоанна. Очищение храма в последнюю неделю служения Иисуса считается последним Его действием, повлёкшим за собой гнев «иудеев».

РЕАКЦИЯ ИУДЕЕВ

“На это иудеи сказали: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Иисус сказал им в ответ: «Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его». На это сказали иудеи: «Этот храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус” (Ин. 2:18–22).

Стих 18. Слова Иисуса о том, что храм был домом Его Отца, и то, что Он после этого сделал, нуждались в подтверждении Его полномочий. Упомянутые иудеи, очевидно, были религиозными начальниками (см. Мк. 11:27–33), которые обладали как правом, так и обязанностью расследовать подобные вещи (см. Ин. 1:19–28, когда они расспрашивали Иоанна Крестителя). В качестве подтверждения власти Иисуса на то, чтобы очистить храм, эти иудеи потребовали знамения (см. 1 Кор. 1:22). Примечательно, что они не сомневались в правильности действий Иисуса. Д. Карсон отмечает: «Тот факт, что они потребовали чудесного знамения, указывает на то, что в их души закралось подозрение, что они могли иметь дело с посланным небом пророком». На самом деле они уже увидели знамение: очищение храма, которое должно было кое-что открыть им о природе власти Иисуса. Они должны были понять, что на их глазах произошло то, что предсказывали пророки и псалмопевец. Сам факт того, что Иисус сделал бич и прогнал торговцев, уже был достаточным свидетельством того, что на исторической сцене появился Мессия. Требование этих иудеев говорило не столько об их невежестве, сколько об их злых помыслах. Уильям Хендриксон пишет: «Это было следствие их нежелания признать свою вину». Они позволили превратить место поклонения в рыночную площадь, на которой происходили нечестные сделки. Вместо того, чтобы требовать у Иисуса доказательства Его власти, им следовало покаяться и признаться в своих прегрешениях.

Стихи 19, 20. На их требование о знамении Иисус ответил: «Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его». Произнося эти слова, Он предсказал Свою смерть и воскресение, хотя ни религиозные начальники (2:20), ни Его ученики (2:22) не поняли тогда, о чём Он говорил. Позднее, во время суда над Иисусом, Его обвинят в том, что Он якобы угрожал разрушить храм, дабы затем восстановить его за три дня (Мф. 26:60, 61; Мк. 14:57–59). Слова свидетелей были «ложью», потому что на самом деле Иисус сказал: «[Вы] разрушьте… и Я воздвигну», а не «Я разрушу». Кроме того, Иисус говорил здесь о Своём собственном теле, а не о храме. Лживые обвинения в том, что Иисус якобы намеревался разрушить храм, стали предметом глумления над Ним, когда Он висел на кресте (Мф. 27:40; Мк. 15:29), когда побивали камнями Стефана (Деян. 6:13, 14; см. 7:48; 17:24), и когда обвиняли Павла (Деян. 21:28).

Иудеи считали невероятным, чтобы такое величественное строение, как их храм, можно было восстановить в три дня. Храм, о котором идёт речь, начали строить при царе Ироде в 19 г. до н.э. и закончили в 64 г. н.э. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 15.11.1; 20.9.7). Следовательно заявление иудеев о том, что строительство этого храма заняло сорок шесть лет, надо понимать как указание на время, в течение которого продолжалось строительство храма. Несомненно, тот факт, что строительство храма ещё продолжалось в то время, лишь усиливал их изумление, вызванное словами Иисуса.

Стихи 21, 22. Иоанн дал ясно понять, что Иисус говорил не о строении из камня, но о храме тела Своего: новой скинии Божьего присутствия на земле (см. 1:14). Находясь в человеческом теле, Иисус явил людям Отца. Он стал новым местом Божьего обитания на земле. Подобно тому, как Иисус заменил Собой древнюю скинию, Он также заменил храм и всё, что тот значил для жизни и поклонения. Согласно Крэйгу Кёстеру, здесь можно выделить три уровня значения: (1) Нарушив важную для жертвоприношений торговлю, Иисус «предвосхитил прекращение жертвенного поклонения в Иерусалиме и замещение его Своей смертью». (2) «Обещание Иисусом нового храма подразумевает проявление Божьей славы не в строении, а в человеке». (3) Наконец, «распятый и воскресший Иисус станет объединяющим символом для Божьего народа, каким раннее был храм». Мы не знаем, действительно ли поступок и слова Иисуса символизировали всё это или нет, но мы можем быть уверены, что новое обитание Бога на земле было воздвигнуто из мёртвых через три дня после Его смерти и погребения.

Иоанн ещё раз подчеркнул эту истину, сказав, что ученики Иисуса вспомнили эти Его слова после того, как Он воскрес. Это касается и множества других событий, записанных в книге Иоанна. Лишь в свете свершившихся событий мы можем в полной мере понять и оценить то, что происходило раньше (см. 12:16). Хотя ученики вспомнили бы и многое другое, мы не должны забывать о данном им обещании, что Святой Дух напомнит им всё, чему учил их Иисус (14:26).

Ученики не только вспомнили, что говорил им ранее Иисус, но также поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. Не вполне ясно, идёт ли здесь речь о конкретном отрывке из Писания или нет. Если здесь подразумевается конкретный текст, то, вероятно, они вспомнили Пс. 15:10, который в Деян. 2:31 и Деян. 13:35 приводится в связи с воскресением. «Слово, которое сказал Иисус» — это то, что Он произнёс в 2:19. Помещая слова Иисуса рядом с Писанием, автор показывает их равную значимость. И снова мы видим, что это полностью согласуется с тем, кем является Иисус: Богом во плоти.

ОБЩИЙ ЭФФЕКТ

“И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке” (Ин. 2:23–25).

Эта часть главы служит своеобразным подведением итогов после того, как Иисус очистил храм во время Пасхи в Иерусалиме. Одновременно она является введением к знакомству с Никодимом, поскольку тот пришёл к Иисусу из-за совершённых Им чудес (см. 3:2).

Стих 23. Когда Иисус был в Иерусалиме, «многие… уверовали во имя Его», когда увидели чудеса, которые Он творил. Слова Иоанна о «чудесах» (семейа, мн. ч.) и несовершённый вид глагола «творил» (эпойеи) могут вызвать недоумение, поскольку Иоанн не рассказал ни об одном чуде, совершённом в Иерусалиме, кроме как о не-чудесном знамении очищения храма. Как бы то ни было, Иисус «творил» чудеса. В конце своего евангелия Иоанн пишет, что Иисус сотворил много чудес, о которых не рассказывается в настоящей книге (20:30; см. 21:25). Из этого следует, что Иисус на этом празднике Пасхи совершил несколько чудес, хотя Иоанн и не сообщает о них.

Стихи 24, 25. Совершённые Иисусом чудеса заставили многих поверить в Него; и, хотя подобная вера лучше, чем отсутствие веры (см. 6:26), она не вызвала должного интереса к Господу. Иисус знал всех и знал, что в человеке, что также служит свидетельством Его божественности (см. 3 Цар. 8:39; Иер. 17:10; Евр. 4:12). Он «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке». Поскольку Он «знал, что в человеке», Ему было известно, что их вера была поверхностной, и потому Он «не вверял Себя им». По меткому наблюдению Гомера Кента, это предложение представляет собой интересную игру слов. Слово, переведённое в 2:24 как «вверял», это эпистеуен, практически то же самое слово, которое переведено в 2:23 как «уверовали». Смысл подобного словоупотребления в следующем: «Многие уверовали [определённое действие в конкретное время] в Иисуса, но Иисус не поверил им». Здесь перед нами, как минимум, два уровня веры в Иисуса: (1) вера, благодаря которой можно стать чадом Божиим (см. 1:12) и (2) вера, упомянутая в этих стихах. Первая представляет собой глубокую убеждённость в том, что Иисус есть Христос, а также осознанное желание следовать за Ним. Вторая заключается в неглубоком принятии Его на том основании, что Он соответствует некоторым стандартам, которые каждый человек определяет сам для себя (например, совершение чудес). Это не значит, что чудеса неважны, поскольку Иоанн считал необходимым для себя написать о чудесах, чтобы появилась вера, ведущая к жизни (20:30, 31). Однако на протяжении всего евангелия ясно прослеживается мысль, что обретение спасения подразумевает намного больше чем просто отклик на чудо; оно включает в себя глубокое чувство веры в Иисуса. Как отмечает Уоррен Уирсби, «одно дело отреагировать на чудо, и совсем другое вверить себя Иисусу и продолжать жить в Его Слове».

Даниил