Найти в Дзене
Добрый Аудиофил

Akai GX-400 D, D-Pro, D-SS - с него Эльфу 001 делали, или как выглядит допиливание системы производителем

Оглавление

Всем Доброго Аудиофильского!

Вы наверняка замечали это дельце. Когда вы на чем-то мысленно сфокусированы, это дельце начинает вам на глаза попадаться во всю.

Вот вы вроде бы любитель автомобилей. Вроде бы все марки в логотип знаете. И вот вы решили себе машину сменить. Причем не просто сменить, а вот взять, что называется проверенную. Вот ту, что уже 3 года как выпускают. И уже рестайлинг ее презентован. Уже распродажи начаты старой модели.

И вот вы решаете взять именно ее. И тут вдруг раз. Она на каждом углу стоять начинает.

Да елки! Модели уже 3 года. И при том она не такая уж и редкая. Где они прятались?

Ну вернее наоборот. Вы их на них внимание так сильно не обращали.

Вот и у меня сейчас такая же стадия. Мне систему допилить нужно. А это требует некоторых переделок. И вот у меня другой взгляд на некоторые явления.

В общем представляю вам сразу 3 аппарата. И выглядят они местами именно как допиливание одной модели.

1. Akai GX-400 D

фото отсюда https://www.larkclub.com/gallery/2011/30296/

Выпускали его с 1973го по 1976й год.

Магнитофон интересный.

Тут и реверс, и закрытый тракт.

И даже запись на реверсе реализована.

Но самое интересное, что именно он-то и есть финальный аппарат по допиливанию.

Перед ним были 2 других модели, которые вышли, как фанатский релиз, несколько позже.

Давайте быстренько по характеритсикам.

Скоростей ленты 3: 9, 19 и 38.

Детонация на 19й - 0.05%.

АЧХ на 19й 20 - 28 кГц.

Год 1973й!!! Озвереть же можно!!!

И при том закрытый тракт. Никаких проблем с прижимом ленты к головкам.

Но вот одна проблема. Это АКАЙ, а не Штудер.

В общем в звуке есть окрасик. Небольшой бархатистый нажимчик на басу все таки ощущается.

И я не скажу наверняка, но такое ощущение, что они Германия понатыкали. И загнали его в микротоковый режим, за счет трансформатора.

Да да. Трансформатор на линейный выход. Акай за такими делами замечен. Как раз в 70х.

Способ с одной стороны позволяющий повысить достоверность работы Германиевого тракта. Но с другой - позволять-то позволяет, да не до конца. Все равно следы остаются.

В общем сделали вроде бы круто. А вроде как экономили. В целом роль Акая в прогрессе именно такая. Круто, но с оглядкой на ценник.

И не только на ценник, но и на ресурсы человеческие. Германий нужно было куда-то девать, когда кремний во всю наступал. И Акай нашел решение, как его продолжать ставить в технику. И при том высококачественное решение.

Но это у нас финальное допиливание. А что же было раньше?

Готовы?

2. Akai GX-400 D-Pro

-2

фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Akai_GX-400_D-Pro

Годы выпуска те же 1973 - 1976.

И скоростей ленты тут так же 3.

Вот только АЧХ тут 20 - 24 кГц. Куда делись еще 4 кГц?

Но это ладно. Что мы фанаты ультразвука что ли?

А чего вдруг детонация с 0.05 до 0.09 возросла?

Она же такая уже оказывает слышимое звучание на звук.

О! А тут еще и реверса нет.

При этом у кнопки запись есть отдельная то ли лампочка, то ли защита от случайного нажатия.. А стрелочки направления воспроизведения, слева от головок, стали просто накладкой с надписями.

Но он при этом ПРО. У него при этом 2х дорожечная и 4х дорожечная запись.

Кто-то сейчас кажет. Чувак. Вот же твои килогерцы где потерялись. 2х дорожечные бошки стоят.

Ну так-то да. Но с чего это в капитализме АЧХ по худшей части тракта указывать, когда рядом для совместимости стоит 4х дорожечная бошка?

Да так даже в Социализме не делали. Если к кассетнику 3го класа приделывали радио, то при тех же динамиках и УНЧ, его класс повышался до второго. А кассетник там уж тем более лучше не становился.

Так и тут. Бошка 4х дорожечная стоит. А 4 кГц потеряли. Куда?

Ответ простой. Это первый аппарат. Его потом допилили до реверса, и до лучшего звучания.

3. Akai GX-400 D-SS

-3

фото отсюда https://www.camarossaudio.com/makarali-teyp-reel-to-reel/akai-gx-400d-ss-reel-to-reel-tape-recorder.html

Но допиливаний было 2.

И вот этот супер-фанатский допил выпускали с 1975го по 1976й.

Тут у нас детонация уже одумалась. 0.05%.

А вот АЧХ еще 20 - 24 кГц.

Зато при этом есть и реверс и... он вообще-то квадро.

Вот только один момент.

Ни Про верисия, ни вот этот Квадро - они на реверсе не пишут. Один потому, что не обучен писать на реверсе, а другой потому, что реверсу не обучен от слова вообще.

***

И вот тут-то самое интересное начинается.

Блок головок.

-4

фото отсюда https://retrozvuk.com/shop/magnitofony-katushechnye/tr-akai/akai-gx-400d-pro/

В ПРО версии это выгдялит вот так.

Сначала головка 4х дорожечная.

Потом головка стирания. Потом запись на 2 дорожки. И воспроизведение на 2 дорожки.

Но дальше возникла идея, что надо бы Квадро сделать.

И именно так. Сначала квадро.

Когда его начали делать, то обнаружили кое-что.

Скажем так головки для записи на 4 канала разом у них есть.

Головки для воспроизведения - тоже есть.

Воспроизводить сигнал на реверсе бошка 4х дорожечная тоже может. Не проблема ее в 2х канальном режиме в обе стороны гонять.

А вот головка стирания...

-5

фото отсюда https://inthouse.ru/vintage/Brands/Akai/Akai_Vintage/AKAI%20444444/AKAI%20GX-400D%20SS/akai-GX-400D-SS.html

А вот не было у них стирающей бошки 4х дорожечной.

Так они сюда 2 двухканалки зарядили. Одну верх ногами перевернули и порядок. Ассинхрон по стиранию - это не та проблема, что ассинхрон по воспроизведению.

Но елки.

Я к сожалению не нашел фотку бошек на первой модели.

Но там примерно вот так.

-6

фото отсюда http://forumimage.ru/show/102985356

-7

фото отсюда https://findle.top/photos/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Т.е. они потом взяли и допилили бошку до двойной. Стирания и записи, и при том в размере одного бошкО-места!!!

Т.е. на финальном аппарате, там 4 бошки, которых по факту 6.

На краях стоят воспроизводящие, а в середине 2 вот таких, одна из которых перевернута.

И тут резонный вопрос. А чего мешало на SS версии сделать 2 стирающих с переворотом размером с одно бошкО-место, и поставить еще и 2х дорожечную бошку на воспроизведение?

Вот именно. До такого допиливания и мысли не было. Была задача полноценный аппарат допилить, и потом 2 фанатских версии выпустить.

Но вот только очередность разработок и постановки на конвеер. Вот она совсем другая.

Сначала были разработки в стол. А уже потом, когда магнитофон обзавелся Легендарным статусом - пошел в ход фанатский релиз.

А там и цена выше, и параметры - кх-кхмм - ниже. Зато начинающие БИЗНЕСМЕНЫ могут посмотреть, как и что делалось. Так сказать моральная поддержка для них.

Это ведь крупнотиражный магнитофон, а не штучный Штудер. А значит он должен еще и мотивировать свой бизнес открыть.

И не просто мотивировать, а вот и моральную поддержку оказывать, так сказать первооткрывателям.

И я бы сказал, что она работает. На душе как-то теплее, когда даже Акай вот так со стирающими бошками косячит.

А ведь у Штудера была 16 канальная модификация, где и стирающая на 16 каналов. Для записи только одного канала при синхронном воспроизведении других. А были ведь и 24х каналки.

А вот Акай - он пошел по другому пути. Зачем стирающую бошку Штудерить в 4 канала, когда можно Две 2х каналки запилить.

Я бы, если честно сказал, что вообще первым релизом был именно этот 4х канальный. Если бы не детонация.

Ее ему уже подправили. Ведь 0.09 - это выше Аудиофильского минимума в 0.08.

А вот уже на следующих 2х - вот там это исправили.

Ну а про АЧХ вы сами все видели. Правда если подумать. Вот если SS все таки первая версия? Но в 1975м уже моторы допиленные поставили.

Может в разработке она первой была? Просто когда до конвеера добралась, уже не было прошлой версии мотора? Износилась тиражная мастер-модель его. А новую делать не стали? Поставили уже то, что было?

По датам сходится.

Ну вот как-то так сегодня.

П.С. А еще есть разговор, что недавно нашумевшую на канале Эльфа 001 с него пилили. Но я что-то в это не верю.

Тут ведь как. Этот аппарат в 1976м уже с производства сняли. А Эльфу в 1984м седелали. При этом и ролики тут сверху к ленте прижимаются, а у Эльфы снизу.

Да Эльфа на Кремнии. У нее нет окраса звучания от слова вообще. А тут есть. Вот явно не с него ее делали. Да и по дизайну Эльфа больше на Сони похожа. У них тоже закрытый тракт был.

Да и по годам не сходится. Столько лет тянуть. Не верю.

Ну вот теперь все.

Спасибо, что дочитали!