Всем Доброго Аудиофильского!
Вы наверняка замечали это дельце. Когда вы на чем-то мысленно сфокусированы, это дельце начинает вам на глаза попадаться во всю.
Вот вы вроде бы любитель автомобилей. Вроде бы все марки в логотип знаете. И вот вы решили себе машину сменить. Причем не просто сменить, а вот взять, что называется проверенную. Вот ту, что уже 3 года как выпускают. И уже рестайлинг ее презентован. Уже распродажи начаты старой модели.
И вот вы решаете взять именно ее. И тут вдруг раз. Она на каждом углу стоять начинает.
Да елки! Модели уже 3 года. И при том она не такая уж и редкая. Где они прятались?
Ну вернее наоборот. Вы их на них внимание так сильно не обращали.
Вот и у меня сейчас такая же стадия. Мне систему допилить нужно. А это требует некоторых переделок. И вот у меня другой взгляд на некоторые явления.
В общем представляю вам сразу 3 аппарата. И выглядят они местами именно как допиливание одной модели.
1. Akai GX-400 D
фото отсюда https://www.larkclub.com/gallery/2011/30296/
Выпускали его с 1973го по 1976й год.
Магнитофон интересный.
Тут и реверс, и закрытый тракт.
И даже запись на реверсе реализована.
Но самое интересное, что именно он-то и есть финальный аппарат по допиливанию.
Перед ним были 2 других модели, которые вышли, как фанатский релиз, несколько позже.
Давайте быстренько по характеритсикам.
Скоростей ленты 3: 9, 19 и 38.
Детонация на 19й - 0.05%.
АЧХ на 19й 20 - 28 кГц.
Год 1973й!!! Озвереть же можно!!!
И при том закрытый тракт. Никаких проблем с прижимом ленты к головкам.
Но вот одна проблема. Это АКАЙ, а не Штудер.
В общем в звуке есть окрасик. Небольшой бархатистый нажимчик на басу все таки ощущается.
И я не скажу наверняка, но такое ощущение, что они Германия понатыкали. И загнали его в микротоковый режим, за счет трансформатора.
Да да. Трансформатор на линейный выход. Акай за такими делами замечен. Как раз в 70х.
Способ с одной стороны позволяющий повысить достоверность работы Германиевого тракта. Но с другой - позволять-то позволяет, да не до конца. Все равно следы остаются.
В общем сделали вроде бы круто. А вроде как экономили. В целом роль Акая в прогрессе именно такая. Круто, но с оглядкой на ценник.
И не только на ценник, но и на ресурсы человеческие. Германий нужно было куда-то девать, когда кремний во всю наступал. И Акай нашел решение, как его продолжать ставить в технику. И при том высококачественное решение.
Но это у нас финальное допиливание. А что же было раньше?
Готовы?
2. Akai GX-400 D-Pro
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Akai_GX-400_D-Pro
Годы выпуска те же 1973 - 1976.
И скоростей ленты тут так же 3.
Вот только АЧХ тут 20 - 24 кГц. Куда делись еще 4 кГц?
Но это ладно. Что мы фанаты ультразвука что ли?
А чего вдруг детонация с 0.05 до 0.09 возросла?
Она же такая уже оказывает слышимое звучание на звук.
О! А тут еще и реверса нет.
При этом у кнопки запись есть отдельная то ли лампочка, то ли защита от случайного нажатия.. А стрелочки направления воспроизведения, слева от головок, стали просто накладкой с надписями.
Но он при этом ПРО. У него при этом 2х дорожечная и 4х дорожечная запись.
Кто-то сейчас кажет. Чувак. Вот же твои килогерцы где потерялись. 2х дорожечные бошки стоят.
Ну так-то да. Но с чего это в капитализме АЧХ по худшей части тракта указывать, когда рядом для совместимости стоит 4х дорожечная бошка?
Да так даже в Социализме не делали. Если к кассетнику 3го класа приделывали радио, то при тех же динамиках и УНЧ, его класс повышался до второго. А кассетник там уж тем более лучше не становился.
Так и тут. Бошка 4х дорожечная стоит. А 4 кГц потеряли. Куда?
Ответ простой. Это первый аппарат. Его потом допилили до реверса, и до лучшего звучания.
3. Akai GX-400 D-SS
фото отсюда https://www.camarossaudio.com/makarali-teyp-reel-to-reel/akai-gx-400d-ss-reel-to-reel-tape-recorder.html
Но допиливаний было 2.
И вот этот супер-фанатский допил выпускали с 1975го по 1976й.
Тут у нас детонация уже одумалась. 0.05%.
А вот АЧХ еще 20 - 24 кГц.
Зато при этом есть и реверс и... он вообще-то квадро.
Вот только один момент.
Ни Про верисия, ни вот этот Квадро - они на реверсе не пишут. Один потому, что не обучен писать на реверсе, а другой потому, что реверсу не обучен от слова вообще.
***
И вот тут-то самое интересное начинается.
Блок головок.
фото отсюда https://retrozvuk.com/shop/magnitofony-katushechnye/tr-akai/akai-gx-400d-pro/
В ПРО версии это выгдялит вот так.
Сначала головка 4х дорожечная.
Потом головка стирания. Потом запись на 2 дорожки. И воспроизведение на 2 дорожки.
Но дальше возникла идея, что надо бы Квадро сделать.
И именно так. Сначала квадро.
Когда его начали делать, то обнаружили кое-что.
Скажем так головки для записи на 4 канала разом у них есть.
Головки для воспроизведения - тоже есть.
Воспроизводить сигнал на реверсе бошка 4х дорожечная тоже может. Не проблема ее в 2х канальном режиме в обе стороны гонять.
А вот головка стирания...
фото отсюда https://inthouse.ru/vintage/Brands/Akai/Akai_Vintage/AKAI%20444444/AKAI%20GX-400D%20SS/akai-GX-400D-SS.html
А вот не было у них стирающей бошки 4х дорожечной.
Так они сюда 2 двухканалки зарядили. Одну верх ногами перевернули и порядок. Ассинхрон по стиранию - это не та проблема, что ассинхрон по воспроизведению.
Но елки.
Я к сожалению не нашел фотку бошек на первой модели.
Но там примерно вот так.
фото отсюда http://forumimage.ru/show/102985356
фото отсюда https://findle.top/photos/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9
Т.е. они потом взяли и допилили бошку до двойной. Стирания и записи, и при том в размере одного бошкО-места!!!
Т.е. на финальном аппарате, там 4 бошки, которых по факту 6.
На краях стоят воспроизводящие, а в середине 2 вот таких, одна из которых перевернута.
И тут резонный вопрос. А чего мешало на SS версии сделать 2 стирающих с переворотом размером с одно бошкО-место, и поставить еще и 2х дорожечную бошку на воспроизведение?
Вот именно. До такого допиливания и мысли не было. Была задача полноценный аппарат допилить, и потом 2 фанатских версии выпустить.
Но вот только очередность разработок и постановки на конвеер. Вот она совсем другая.
Сначала были разработки в стол. А уже потом, когда магнитофон обзавелся Легендарным статусом - пошел в ход фанатский релиз.
А там и цена выше, и параметры - кх-кхмм - ниже. Зато начинающие БИЗНЕСМЕНЫ могут посмотреть, как и что делалось. Так сказать моральная поддержка для них.
Это ведь крупнотиражный магнитофон, а не штучный Штудер. А значит он должен еще и мотивировать свой бизнес открыть.
И не просто мотивировать, а вот и моральную поддержку оказывать, так сказать первооткрывателям.
И я бы сказал, что она работает. На душе как-то теплее, когда даже Акай вот так со стирающими бошками косячит.
А ведь у Штудера была 16 канальная модификация, где и стирающая на 16 каналов. Для записи только одного канала при синхронном воспроизведении других. А были ведь и 24х каналки.
А вот Акай - он пошел по другому пути. Зачем стирающую бошку Штудерить в 4 канала, когда можно Две 2х каналки запилить.
Я бы, если честно сказал, что вообще первым релизом был именно этот 4х канальный. Если бы не детонация.
Ее ему уже подправили. Ведь 0.09 - это выше Аудиофильского минимума в 0.08.
А вот уже на следующих 2х - вот там это исправили.
Ну а про АЧХ вы сами все видели. Правда если подумать. Вот если SS все таки первая версия? Но в 1975м уже моторы допиленные поставили.
Может в разработке она первой была? Просто когда до конвеера добралась, уже не было прошлой версии мотора? Износилась тиражная мастер-модель его. А новую делать не стали? Поставили уже то, что было?
По датам сходится.
Ну вот как-то так сегодня.
П.С. А еще есть разговор, что недавно нашумевшую на канале Эльфа 001 с него пилили. Но я что-то в это не верю.
Тут ведь как. Этот аппарат в 1976м уже с производства сняли. А Эльфу в 1984м седелали. При этом и ролики тут сверху к ленте прижимаются, а у Эльфы снизу.
Да Эльфа на Кремнии. У нее нет окраса звучания от слова вообще. А тут есть. Вот явно не с него ее делали. Да и по дизайну Эльфа больше на Сони похожа. У них тоже закрытый тракт был.
Да и по годам не сходится. Столько лет тянуть. Не верю.
Ну вот теперь все.
Спасибо, что дочитали!