Найти в Дзене
Вход в будущее

Есть ли нравственное оправдание войне? Ответ очевиден

За что идёт война? Почему Бог её попускает? Кто в ней выигрывает? На эту тему протоиерей Андрей Ткачёв прочёл лекцию («Отношение к войне») перед курсантами военного училища. На мой взгляд, нашим будущим солдатам, идущим воевать с армией ВСУ и солдатами ЕС, нужно именно такое напутствие. Те, кто услышит призыв священника и воспримет его правильно, тот непременно сохранит свою жизнь для будущего.

  • Естественно, когда священник говорит о войне, где жизнь и смерть ходят рядом, он всё равно будет говорить о духовной реальности, нежели о профессиональных навыках солдата. Именно на войне духовная реальность нашего мира проявляет себя больше всего и от неё не нужно отмахиваться.

Известно на примере многих случаев, что молящиеся солдаты, где бы они ни были, в окопах или стреляли из зенитки, в боевом самолете или бронике – все они имеют более высокий шанс выжить в бою, нежели те, кто паникует и от страха матерится.

Это непреложные факты и их очень много.

Люди часто задают вопрос: насколько война сочетается с понятием морали? С кем и где находится Бог, когда начинается война, и угодно ли это Ему? Ещё более сложный вопрос: как примирить свою совесть с преждевременной смертью молодых людей? Вопросов много и Отец Андрей, как всегда, блестяще и доступно на все отвечает. Уверенность его ответов возникает не сама по себе, она опирается на опыт и знания святых. Так, рассказывая о книге святителя Николая Сербского (Велимировича) «Война и Библия» и предлагая её прочесть, он поясняет то – главное, что касается всего народа: за что Бог попускает войну людям, кто выигрывает в войне, почему войны возобновляются, какая роль власти на войне и наказывает ли Бог за ошибки власти. Лучше прочесть этот труд святого полностью, – наверняка, вопросов не останется.

Но, можно ли найти нравственное оправдание войне? Можно, – говорит отец Андрей, – потому что войны бывают справедливыми и несправедливыми.

Если на фронте вы соблюдаете все правила справедливой войны, вы ни в чем не виноваты. Война, не имеющая грабительских целей, не направленная на уничтожение народа, издевательства над пленными и мародёрство – такая война носит справедливый характер. Солдат, соблюдающий все правила справедливой войны, независимо от того, что он убивает в бою и проливает кровь противника, никогда не лишается возможности войти в рай, так же как и все остальные люди.

  • Правда, есть некоторые, кто пытается сравнивать солдата с разбойником, потому, что тот и другой убивают. Но ответ отца Андрея тому, кто так считает, настолько правдив, что лишает всякого желания дальше проводить такое сравнение. Солдат, идя убивать – согласен умирать, а разбойник согласен убивать, но не согласен умирать, – разве это не так?
-2

И потом, война – это всегда сверх усилие, тяжёлый физический и нравственный труд, – говорит о. Андрей, – требующий специальной подготовки. Солдат обязательно должен понимать, за что он воюет.

- За Филиппа Киркорова, к примеру, который в перьях, и подобных ему. За голых девок на сцене, вьющихся вокруг шеста, спившихся мужиков, наркоманов, воров и убийц, – за что ты будешь погибать.

- Чтобы воевать с кем-то, нужно любить своё: землю, маму, папу, семью, детей. Всё это вопросы нравственные, без которых не существует ни одного военного конфликта, ни одного серьёзного геополитического столкновения. Поэтому война то, как раз и связана с Богом, даже иногда больше чем в мирные времена.

Хорошо бы нашим солдатам всем послушать эту лекцию о. Андрея. В ней раскрыта нравственная подоплёка всякой войны, по-другому и не бывает.

Война – она как свинцовая туча, которая родилась из испарений мирного времени: из блуда, пьянства, воровства, разврата и предательства. Эта туча возникает из всего безумия нашего мира, в котором потом вспыхивает страшная молния войны.

  • Вспыхнула она и на наших глазах. Как бы мы не стремились к миру, сколько бы о нем не говорили, он оказался очень сомнительной вещью, потому что всегда находится в движении: от мира к войне, и от начала следующей войны, к заключению следующего мира. Эти качели всегда раскачиваются в нашей истории.

Происходить это будет постоянно, потому что люди, почему-то не исправляются от красоты природы, от любви и знания, разумности своей души, – для вразумления и нравственного очищения им нужна беда.

Замечено, когда человек с ней соприкасается, то только тогда он начинает что-то понимать.

Сейчас, эта война для нас – страшная молотилка. Мы попали в замес мирового значения. И здесь вопрос совсем не в Украине, он кроется во всей системе мирового зла: глобального воровства и глобального разврата. И там где происходит этот бесконечный блуд, где на землю проливается семя (глупо, бесполезно и развратно), там обязательно будет кровь.

Поэтому, если мы, наряду с боевыми действиями будем решать духовные проблемы, то можно не сомневаться, – война закончится гораздо быстрее, чем нам кажется.

Не забудьте поставить лайк статье, если она вам понравилась и вернитесь наверх публикации, чтобы открыть лекцию отца Андрея и прослушать её целиком. Надеюсь, я не исказила смысла его слов, и кого-то заставила задуматься над связью войны с нравственностью.