Найти тему
А вот дудки вам!

Гленн Гульд играет сонаты В.А. Моцарта

Переслушала вчера все сонаты В.А. Моцарта в исполнении Г. Гульда.

Глен Гульд играет сонаты Моцарта – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Марина Mахорина

Гленн Гульд!
Кумир моей юности.
Неподражаемый, восхищающий и шокирующий, обаятельный, "неправильный" :).

Гленн Гульд. Фото из Интернета
Гленн Гульд. Фото из Интернета

Слушая его Баха, я училась смотреть на мир широко открытыми... ушами. Да, ушами, ибо я всё вижу, понимаю и чувствую через слух.

Никаких шор, никаких затычек - если человек может ТАК играть: стихийно, входя в трансцендентный мир Баха не по железобетонным дорогам, проложенным многими поколениями пианистов, а воспаряя к нему из самых глубин своего естества, свободно и смело, со своими темпами, своей агогикой, своими мелизмами и штрихами - и Бах ЗВУЧИТ, живой, родной, естественный, как ручей - а имя BACH и означает "ручей" - значит, нет понятия "пианизм": есть понятие "музыка".

Гульд до сих пор, спустя 40 лет (умер 4 октября 1982 г.) после своей смерти, остаётся предметом дискуссий. Вроде бы мировые музыкальные бонзы давно уже признали: гений - но всё равно многие раздражённо пожимают плечами: нельзя так играть!

Гленн Гульд. Фото из Интернета
Гленн Гульд. Фото из Интернета

(Небольшое отступление: я сейчас пытаюсь издать свой сборник барочной музыки, пьесы подобраны чудесные, многие авторы почти неизвестны или вовсе неизвестны у нас, всё давно сделано, выверена и вылизана каждая нота - загвоздка в том, что у издателей есть сомнения в аутентичности таблицы украшений, составленной И.С. Бахом и Ф. Купереном, которую я прилагаю в конце сборника.
Таблицу эту я взяла из одного голландского учебника игры на клавесине, учебника этого уже давно нет в моих руках, так что я ничего не могу доказать, придётся искать другие доказательства.
Сборник есть в электронном виде.
Но суть не в этом.
Аутентичность украшений эпохи барокко!
Сама эпоха барокко - взрыв свободы ( в переводе с итальянского "baruecco" - жемчужина неправильной формы), ломка традиций, эксцентричность и импровизационность. Аутентичность украшений - только так можно завязывать бантик и никак иначе!
О, как посмеялся бы над нашими академическими педантами Бах! Да что он - сушёная вобла, что ли?! Он, бывший блестящим импровизатором, наверняка игравший эти "аутентичные украшения" каждый раз так, как ему вздумается.
Как посмеялся бы над ними Гульд! От его-то украшений и в Бахе, и в Моцарте, и в Бетховене по сей день дико вздрагивают многие любители "правильного" исполнения классиков.
Как будто можно вогнать в какие-то рамки Музыканта!
Нет, нельзя.
Есть только одна аутентичность в музыке: верность своему внутреннему пониманию того, что играешь, что сочиняешь - как живёшь, в конечном итоге.
Никаких авторитетов, никаких догм.
А наклеивать ярлыки - это дело тех, кто сам бесплоден)

Но вернусь к Гульду.

Гленн Гульд. Фото из Интернета
Гленн Гульд. Фото из Интернета

Сколько сплетен вокруг его имени!
Недавно наткнулась на один музыкальный форум, приведу только пару перлов.
Некий А. Горохов написал пасквильное эссе о нём, а один из участников форума совершенно прелестно этого Горохова опровергает:

1. "Типичный продукт постмодернизма, он не способен был понять, что все его принципы - игра, лишенная жизненных основ. На первый взгляд, его уход от мира был вызван вескими и достаточно разумными причинами, но в целом позиция Гульда напоминала протестантизм в музыке, раскольничью религиозную ветвь, отпавшую от церкви и потерявшую ее благодать..."

Я не психолог, но вполне очевидно,что после отказа от концертной жизни ГГ не только не испытывал некоего дискомфорта, но наоборот - считал себя счастливым. Об этом в один голос твердят и все друзья музыканта.
Дальнейший трогательный пасквиль о визите почтенного старца к отшельнику (чем-то напоминает сон Рихтера, которому привиделась парижская путана, сказавшая ему "Буду вашей за мазурку Шопена") оставим на совести неумеренного воображения г-на Горохова.

2. "Музыкант появлялся в разных частях Америки с твердыми намерениями выступить, потом все бросал и снова запирался в своей лачуге"

Ничего подобного не имело факта в жизни ГГ. До конца дней своих он был чрезвычайно общителен и каждую минуту был окружен друзьями, поклонниками и поклонницами, а также своими домашними животными (в частности, аквариумными рыбками с именами Бах, Шопен, Шуман...).

Ну, и много ещё подобных инсинуаций о нём бродит по свету.
Хорошо, что есть кому опровергнуть.

Гленн Гульд. Фото из Интернета
Гленн Гульд. Фото из Интернета

Обожаю, когда он поёт во время игры. А он почти всегда поёт, как птичка божия :).

Это гульдовское подвывание особенно слышно в Сонате F-dur, K 332, Allegro.

Наверное, он очень любит эту сонату. Я тоже её люблю.

Интервью Гленна Гульда о Моцарте