Переслушала вчера все сонаты В.А. Моцарта в исполнении Г. Гульда.
Гленн Гульд!
Кумир моей юности.
Неподражаемый, восхищающий и шокирующий, обаятельный, "неправильный" :).
Слушая его Баха, я училась смотреть на мир широко открытыми... ушами. Да, ушами, ибо я всё вижу, понимаю и чувствую через слух.
Никаких шор, никаких затычек - если человек может ТАК играть: стихийно, входя в трансцендентный мир Баха не по железобетонным дорогам, проложенным многими поколениями пианистов, а воспаряя к нему из самых глубин своего естества, свободно и смело, со своими темпами, своей агогикой, своими мелизмами и штрихами - и Бах ЗВУЧИТ, живой, родной, естественный, как ручей - а имя BACH и означает "ручей" - значит, нет понятия "пианизм": есть понятие "музыка".
Гульд до сих пор, спустя 40 лет (умер 4 октября 1982 г.) после своей смерти, остаётся предметом дискуссий. Вроде бы мировые музыкальные бонзы давно уже признали: гений - но всё равно многие раздражённо пожимают плечами: нельзя так играть!
(Небольшое отступление: я сейчас пытаюсь издать свой сборник барочной музыки, пьесы подобраны чудесные, многие авторы почти неизвестны или вовсе неизвестны у нас, всё давно сделано, выверена и вылизана каждая нота - загвоздка в том, что у издателей есть сомнения в аутентичности таблицы украшений, составленной И.С. Бахом и Ф. Купереном, которую я прилагаю в конце сборника.
Таблицу эту я взяла из одного голландского учебника игры на клавесине, учебника этого уже давно нет в моих руках, так что я ничего не могу доказать, придётся искать другие доказательства.
Сборник есть в электронном виде.
Но суть не в этом.
Аутентичность украшений эпохи барокко!
Сама эпоха барокко - взрыв свободы ( в переводе с итальянского "baruecco" - жемчужина неправильной формы), ломка традиций, эксцентричность и импровизационность. Аутентичность украшений - только так можно завязывать бантик и никак иначе!
О, как посмеялся бы над нашими академическими педантами Бах! Да что он - сушёная вобла, что ли?! Он, бывший блестящим импровизатором, наверняка игравший эти "аутентичные украшения" каждый раз так, как ему вздумается.
Как посмеялся бы над ними Гульд! От его-то украшений и в Бахе, и в Моцарте, и в Бетховене по сей день дико вздрагивают многие любители "правильного" исполнения классиков.
Как будто можно вогнать в какие-то рамки Музыканта!
Нет, нельзя.
Есть только одна аутентичность в музыке: верность своему внутреннему пониманию того, что играешь, что сочиняешь - как живёшь, в конечном итоге.
Никаких авторитетов, никаких догм.
А наклеивать ярлыки - это дело тех, кто сам бесплоден)
Но вернусь к Гульду.
Сколько сплетен вокруг его имени!
Недавно наткнулась на один музыкальный форум, приведу только пару перлов.
Некий А. Горохов написал пасквильное эссе о нём, а один из участников форума совершенно прелестно этого Горохова опровергает:
1. "Типичный продукт постмодернизма, он не способен был понять, что все его принципы - игра, лишенная жизненных основ. На первый взгляд, его уход от мира был вызван вескими и достаточно разумными причинами, но в целом позиция Гульда напоминала протестантизм в музыке, раскольничью религиозную ветвь, отпавшую от церкви и потерявшую ее благодать..."
Я не психолог, но вполне очевидно,что после отказа от концертной жизни ГГ не только не испытывал некоего дискомфорта, но наоборот - считал себя счастливым. Об этом в один голос твердят и все друзья музыканта.
Дальнейший трогательный пасквиль о визите почтенного старца к отшельнику (чем-то напоминает сон Рихтера, которому привиделась парижская путана, сказавшая ему "Буду вашей за мазурку Шопена") оставим на совести неумеренного воображения г-на Горохова.
2. "Музыкант появлялся в разных частях Америки с твердыми намерениями выступить, потом все бросал и снова запирался в своей лачуге"
Ничего подобного не имело факта в жизни ГГ. До конца дней своих он был чрезвычайно общителен и каждую минуту был окружен друзьями, поклонниками и поклонницами, а также своими домашними животными (в частности, аквариумными рыбками с именами Бах, Шопен, Шуман...).
Ну, и много ещё подобных инсинуаций о нём бродит по свету.
Хорошо, что есть кому опровергнуть.
Обожаю, когда он поёт во время игры. А он почти всегда поёт, как птичка божия :).
Это гульдовское подвывание особенно слышно в Сонате F-dur, K 332, Allegro.
Наверное, он очень любит эту сонату. Я тоже её люблю.
Интервью Гленна Гульда о Моцарте