Найти тему
ПоУшиВКино

Causeway (2022): Ненасильственное общение между сломанными лгунишками

Оглавление

Causeway (“Дамба” или “Мост через озеро”) называют главным претендентом на соискание премии Oscar в 2023 году. Драма эта некоммерческая, идейная, медленная и соблюдает требования (в ней есть темнокожие, люди с ограниченными возможностями и свобода идентификации).

Официальный постер к фильму "Дамба"
Официальный постер к фильму "Дамба"

Главную роль в фильме исполняет Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence), пару ей составляет Брайан Тайри Генри (Brian Tyree Henry), звезда сериала “Атланта” (Alfred 'Paper Boi' Miles) и колоритный и харизматичный Лимон из комедийного боевика “Быстрее пули” Дэвида Литча.

Этот фильм долго добирался до большого экрана, его сняли ещё летом 2019 года, но премьера состоялась только в 2022м.

Сюжет Causeway

Линси – военнослужащая, была закреплена в инженерном корпусе, система водоснабжения. В один из служебных выездов на дамбу колонна, в составе которой был автомобиль с Линси, стала жертвой терракта. Головной автомобиль взорвался, остальные по цепочке также пострадали. Линси получила травму – кровоизлияние в мозг.

Её отправили на восстановление в Небраску. Только встав на ноги, не доведя реабилитацию до конца, Линси приехала в свой родной город, Новый Орлеан. В городе она познакомилась с автомехаником Джеймсом, у которого не было военной службы, но и без этого есть, что рассказать в ответ на историю Линси.

Ключевая сцена, когда Линси и Джеймс сказали всё друг другу без цензуры, после чего им стало легче решать, как общаться в будущем. То есть они последовали методу Розенберга
Ключевая сцена, когда Линси и Джеймс сказали всё друг другу без цензуры, после чего им стало легче решать, как общаться в будущем. То есть они последовали методу Розенберга

Темы в фильме

Тема, которая на поверхности в Causeway – это адаптация военнослужащего в гражданской жизни после перенесённой травмы.

Второе, что раскрывается, как логичное продолжение первого тезиса – это отношение сограждан к военнослужащим. Когда Линси начинает искать работу, хозяин обслуживающей бассейны фирмы, узнав, что она вернулась из Афганистана, поблагодарил её за службу и упомянул, что его отец служил в Корее. А в конце фильма Джеймс вернул Линси её джип из ремонта и не взял за работу деньги, потому что она военнослужащая.

Построение общения, поиск пары, чтобы время шло приятнее и полезнее. Я нахожу, что поле для попыток поиска собеседника, нашли удачное. Очень сложное, можно сказать “заминированное”. Метафора понятна – жизнь как поле боя, люди получают травмы (физические и ментальные), замыкаются в себе, им сложно высказать свои чувства и сформулировать запрос. По сути, они продолжают сражаться и в мирной жизни, нанося раны уже раненому. На примере отношений между Линси и Джеймсом иллюстрируется суть книги “Ненасильственное общение” американского психолога Маршалла Розенберга (Nonviolent Communication (NVC), Marshall Rosenberg).

Коротко, в чём суть метода Розенберга

Ненасильственное общение произошло из концепций, используемых в личностно-ориентированной терапии. Оно было разработано клиническим психологом Маршаллом Розенбергом в 1960-х и 1970-х годах. Метод полностью разногласия не устраняет между оппонентами, он вырабатывает способность к эмпатии и в итоге это должно улучшать качество жизни обеих сторон – той, которая использует метод, и той, кто окружает этого человека.

Мои впечатления от фильма

Травмированные лгунишки Линси и Джеймс ищут путь к “нормальной” (относительно, я имею в виду, такой, какая не вызывает вопросов – дети, работа, уик-энды) жизни. В фильме постоянно есть вода: физически, их окружает вода, они говорят о ней, погружаются в бассейн, чистят его. Вода – это символ подсознания, как ни крути, это самый удачный мотив для иллюстрации неизученного тёмного места в человеке. Его подсознание играет им, заставляет порой лгать самому себе, окружающим. Так человек и путается в себе и в общении с другими.

Знакомство Джеймса и Линси
Знакомство Джеймса и Линси

Любое общение в этом фильме сводится к выводу о том, как важна помощь:

  • Шэрон, сиделка для Линси, которая первое время заботилась о ней. Шэрон выбрала своей профессией заботу о людях, на что Линси отпустила грубую реплику, что это жалкая жизнь. На самом деле, правда в том, что, если человек избрал своим делом помогать другому и, грубо говоря, подносить стакан – это не жалкая жизнь, а благородная. Ведь вчера Линси и сама была военной, а сегодня едва держит зубную щётку в руке, и без таблеток становится и вовсе бесполезной. При этом ей нет и тридцать. Жалкая жизнь? Смотря с какой стороны посмотреть.
  • Доктор Лукас, который обследовал Линси в Новом Орлеане. Несмотря на то, что она утверждала, как хорошо себя чувствует и требовала снять её с таблеток, дать ей справку о пригодности для службы, Алан Лукас мягко настаивал на продолжении гражданской жизни и лечения. “Возможный риск повторной травмы, осложнение старой, проблемы с психическим здоровьем. Курение связано с раком лёгких. Травма – с посттравматическим синдромом и депрессией. И эта связь куда сильнее”. Поэтому он не торопился её выписывать, приводя весомые аргументы.
  • Джеймс, потерявший доверие сам к себе, нужен Линси потому, что она не может полностью доверять своей матери. Хотя она и любит свою дочь, но всё же является взрослой девчонкой, которую легко отвлечь телефонным звонком, чтобы забыть все свои обещания дочери (пообещала сопроводить Линси к доктору Лукасу, но забыла об этом, потому Линси попросила Джеймса съездить с ней). Тем не менее, несмотря на всю свою нелогичную материнскую беспечность, мать Линси сказала, зачем нужен кто-то рядом, когда приезжаешь на приём ко врачу: “Значит, кто-то тебя любит и до тебя есть дело, поэтому в клинике к тебе относятся лучше”.
  • Старший брат Линси, бывший наркоман и ныне заключённый. О нём она рассказывала Джеймсу как о человеке, которого уже нет. Парень посчитал, что у Линси, и без того пережившей ЧМТ, ещё и брат умер. На примере этого тоже ярко показано, как люди вводят в заблуждение друг друга своими историями – они необязательно хотят вызвать излишнее сочувствие, они просто не очень хорошо формулируют мысль, считая, что когда ты сам что-то хорошо знаешь, то и собеседник поймёт тебя так, как ты себя понимаешь. После неприятного разговора с Джеймсом Линси почувствовала уколы совести, что несправедливо “похоронила” брата в своих мыслях и словах, отправилась навестить его. Эта сцена была очень трогательной. Брат Линси – немой, они разговаривали знаками. И почему-то это вызвало больше всего эмоций.

Так что, да, когда кто-то рядом – это приятно. И каждый нужен по-своему. Врач предостерегает, сиделка помогает снова научиться ходить и пользоваться стаканом и зубной щёткой, автомеханик починит автомобиль, мать скажет, зачем ты вообще существуешь, а оступившийся родственник не заслуживает исключения из списка живых. К нему можно прийти и поговорить, найти с ним общий язык.

Самая важная фраза звучит в конце фильма, перед тем, как экран становится чёрным: “Я пытаюсь завести друга”.

А перед этим Линси побывала в общественном бассейне, где искупалась в обществе других новоорлеанцев. Метафорически это перерождение. Она приняла решение начать новую жизнь среди обычных людей, признав, что прошлую себя ей уже не вернуть.

В этом фильме как раз финальные моменты очень хорошо выражают и подытоживают всё то, что было показано до них.