Найти тему

Самое простое в фотографии, это...

...научиться правильно держать камеру.

Кронштадт. Октябрь 2017. Canon EOS 5D Mark III; EF 28-70/2,8L (50 mm); 1/90; f/4; ISO 800
Кронштадт. Октябрь 2017. Canon EOS 5D Mark III; EF 28-70/2,8L (50 mm); 1/90; f/4; ISO 800

Казалось бы, какая разница. Мне часто студенты говорили, что никакой, и, вообще, это дело привычки. Однако вся эргономика фотоаппарата, которая долго и мучительно вылизывается инженерами-конструкторами и дизайнерами, рассчитана на «правильный» хват.

Дело в том, когда «правильно» мы не только удерживаем объектив, но и изменяем различные параметры объектива пальцами левой руки: большой, указательный, средний и безымянный заняты зумом, фокусировкой, кнопками и переключателями на объективе, мизинец включает репетир, и всё это можно делать одновременно, не отрываясь от видоискателя.

Вот на этой фотографии девушка-фотограф держит камеру правильно. Уж не помню, что она фотографировала, но сюжет она отработала профессионально: сначала сделала горизонтальные кадры, потом перевернула на вертикальный кадр.

Правильно, но с маленьким «НО».
Правильно, но с маленьким «НО».

Маленькое «но»: меня всегда удивляет, когда на улице, где нет никаких потолков и стен, у вспышки поднимают голову или поворачивают её в сторону. Иногда я хочу спросить у фотографов зачем они так делают. Понимаю, если на вспышке есть отражатель-рассеиватель, а когда вспышка голая? Спросить-то хочу, но, конечно, не спрашиваю.

Вот на нижней картинке, где фотограф держит фотоаппарат неправильно, вспышка никуда не повёрнута - он использует её, вероятно, для подсветки и смягчения теней.

Неправильный хват: фотограф может единовременно управлять или зумом или только фокусировкой, и всё.
Неправильный хват: фотограф может единовременно управлять или зумом или только фокусировкой, и всё.

Но правильный хват имеет ещё дополнительный бонус: он позволяет держать камеру крепко и устранять «шевелёнку», а это значит, что ваши снимки будут резкими в более сложных световых условиях. Помню, что как-то мне удалось сделать резкие снимки на фокусном расстоянии в 200 мм. с выдержкой 1/2 секунды, и это без всякого стабилизатора. Для этого пришлось спиной упереться в стену, затаить дыхание, прижать левый локоть к животу и включить мотор.

Поможет ли правильный хват стать хорошим фотографом? На 100% не уверен, но количество ошибок уменьшится точно.

А в следующий раз поговорим о профессионализме в фотографии.