Лукавый лжец и обманщик. Людям он внушает либо то, что его нет. Либо преувеличение к его воздействию на людей. Первые живут, не ограничивая себя, вторые же становятся мнительными, особенно новоначальные, даже к мелочам. Не успевают зевнуть, а уже трижды рот перекрестили, крестясь с права налево, "закрывают" лукавого ангелом, веря в то, что один сидит на правом плече, другой на левом. Смешно и страшно от того, что это реальные истории. Более того, даже один монах, учил паломников тому, что перед тем, как утром надеть тапочки, нужно перекрестить и правую, и левую. И только потом одевать.
Но истинно христианское отношение показывает нам, что относится к ним серьезно нужно, но без лишний опасений. А святые даже иногда иронично. Один святой Иоанн Новгородский беса укротил и поехал на нем в Иерусалим.
Не исключать его тонкую, искусную работу, которая проделывается над каждый из нас с самого рождения и изучая все слабые стороны, чтобы знать чем нас ломать.
Но самому быть бдительным не получится, только через участие в Таинствах. Ведь даже в Таинстве Крещения мы читаем заклинания против него. Отрекаемся, "плюем и дуем", делая это как серьезный шаг к тому, чтобы относиться к диаволу с презрением, не обращать на него внимания, потому как он ни на что большее он не способен.
С одной стороны, мы понимаем, что он реально есть, он носитель зла, но и твердо верим, что он в рамках, которые установил сам Бог и переступить их, если Господь не позволит, никогда не сможет.
У него бесспорно много средств и способов нас погубить, но так будет только тогда, когда мы позволим ему это сделать. Запустим покаяние, отложим причастие, увеличим ленность к молитве... Чем дальше человек от Бога, тем он уязвимее. Страшно жить без Бога. Без Бога мы ходим в темноте. Живем не имея смысла. Не случайно, часто наша душа не достаточно радостна и спокойна. И мы стараемся заполнить эту пустоту развлечениями, сладостями, иллюзорным счастьем, но никто не заполнит ее так, как Бог, его молитвы, его присутствие в нашей жизни, благодать, мир в душе радость. Царство ведь Божие силою берется. А значит нуждо понуждать себя для всего доброго. И делать добро и оказывать помощь - это тоже привычка. Привычка - это вторая натура. Так что нужно побольше нужно иметь их хороших. Будете делать так вы, будут поступать, как вы и ваши дети. Не стоит им далеко ходить, ведь стара как мир фраза: "Если хотите, чтобы дети были хорошими, не учите их, не меняйте их, а поменяйтесь к лучшую сторону вы сами.
На самом деле его влияние на нас иллюзорно и бессильно, и свою немощь он понимает, знает, что время его выходит, но благодаря своей внимательности, искусности, опыту он все же знает, как мы попадемся на крючок.
И имя его "греховный помысел". который начала может явиться где-то далеко и под вашем же языком ласково вложить греховную мысль в ваш разум: "Да ,хорошо, что решил исправиться, но начни завтра" Или "конечно сделай доброе дело, а потом же и похвалит же сам за него, введя его в еще большее высокомерие".
Но если стоять на страже своего ума, то "плюнув и дунув" не позволим охватить ему большие территории нашей души, сердца, тела.
Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Теряется бдительность, трезвение, целомудрие, уже становятся не слышно подсказки совести…
а нужно всегда быть на страже. Наш меч- молитва Иисусова, нет ее лучше и спасительнее. Наша броня - пост и постные дни. В их период мы ослабеваем нашу плоть, чтобы сильнее сделать душу.
Есть такая работа одного скульптура, Михаил Шемякин. Называется она - "Дети - это жертвы пороков взрослых". Вокруг 2 маленьких детей стоят 12 скульптур - пороков. И каждая имеет свою характерную образную особенность. И вот если человек не обуздает их, то станет несчастен его же ребенок, внук. Потому что из одной маленькой мысли, не отсеченной сразу страдают многие поколения.
и не нужно думать, что яблони от яблони уже не яблони. Нет, закон остается все тем же. За грехи родителей все-равно страдают дети. Если родители будут есть виноград, аскомина будет у детей.
Так что не нужно утешать себя мыслью, что на вас ваши грехи и останутся. Нет они пойдут дальше и разрушат ваши духовные силы. Точнее будущий человек уже родится с менее сильным духовным здоровьем.
И от этого имунитет у каждого поколения будет хуже и слабее. И наоборот, если будем следить за своей духовной жизнью мы, то и наши дети, внуки, потомки, пожнут наши плоды.
И вот это важно, "рубить на корню".
Понятно, что мы спим, а лукавый денно и нощно наблюдает за своим "подопечным" и если сам не справляется, то прибегает за помощью за своим собратом, разновидностью этой же страсти.