Найти тему

Пьета. Так делают только во Флоренции!

Всем привет, с вами Настя, это рубрика Картавое Искусствоведение, где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.

Если Вам лень читать, то вы можете посмотреть видео:

Один из прошлых роликов был посвящён "Давиду" Микеланджело Буонарроти. И, если вы расстроились, что шедевры мэтра на этом закончились, то спешу вас обрадовать – на своём жизненном пути Микеланджело создал множество прекрасных произведений. К примеру, эту чудесную голову фавна он создал будучи пятнадцатилетним юнцом.

Оригинал не сохранился и его описание известно только со слов Вазари и Кондиви, биографов Микеланджело.
Оригинал не сохранился и его описание известно только со слов Вазари и Кондиви, биографов Микеланджело.

Но сегодня мы рассмотрим другую скульптуру, созданную им десять лет спустя. Итак, вашему вниманию, "Пьета Ватиканская".

"Пьета" 1499 г. Мрамор. Высота 174 см.
"Пьета" 1499 г. Мрамор. Высота 174 см.

Стоит упомянуть, что эта Пьета была первой у Микеланджело, но не последней. Далее он эксперементировал с композицией, установив обе фигуры вертикально. А придать Марии позу Оранта, то есть с раскрытыми ладонями, на византийский манер, было идеей Витории Колонны, музы и подруги Микеланджело. Просто подруги, так как их отношения были платоническими, и, вообще, дама эта настолько интересна, как её жизнь, так и творческий путь, что заслуживает отдельного ролика.

"Флорентийская Пьета". около XVI век
"Флорентийская Пьета". около XVI век

Итак, вернёмся к сегодняшней скульптуре. Данная скульптура была создана мастером в 1499 году. Заказчиком был кардинал Сен-Дени Жан Билэр де Лагрол. Заказал он её для своего надгробия, и скончался в год её создания. (продуманный был мужчина, ничего не скажешь...) Но, его планам не суждено было сбыться. Сначала "Пьета" была расположена в капелле Святой Петрониллы, и, сменив несколько расположений, в итоге стоит в храме святого Петра в Ватикане с 1749года.

Храм Святого Петра - обязательная достопримечательности при посещении Ватикана.
Храм Святого Петра - обязательная достопримечательности при посещении Ватикана.

К слову – это единственная подписанная работа Микеланджело. И, довольно забавна причина, почему подпись появилась: ходил такой Микеланджело вокруг уcтановленной пьеты, а рядом ошивались туристы, и один другому: «нет, ну это сделал кто-то точно из наших миланских мастеров. Та делают только в Милане!». Подслушав этот разговор, микеланджело был крайне возмущен, поэтому взял стамеску, ночью прокрался и высек на ремне Марии «Сделано Микеланджело Буонарроти. Флорентийцем».

А теперь поговорим о композиции. Она не была взята Микеланджело с потолка. Во времена готики "Пьета" – один из популярных сюжетов в иконографии. Похож на Оплакивание христа из западной иконографии и на «не рыдай мене мати» из восточной. Самое интересное, что все эти три сюжета не упоминались в Евангелие, поэтому изображать их начали только в Средневековье. Да и вообще до 13 века включительно образ марии не был популярен у христиан, потому что к женщинам у Церкви отношение было крайне скверным. А всё из-за Евы, она же соблазнила Адама на поедание яблока, в общем, опять во всём женщины виноваты.

"Веспербильд". Около 1500. Дерево. Швабия. Баварский национальный музей, Мюнхен
"Веспербильд". Около 1500. Дерево. Швабия. Баварский национальный музей, Мюнхен

В отличии от "Оплакивания христа" в сюжете "Пьета" присутствую только два персонажа – Иисус и Мадонна. От "не рыдай мене мати" "Пьета" отличается тем, что тело Христа располагается не в гробу, а расположено на коленях Богородицы.

Боттичелли «Оплакивание Христа (Пьета)» (ок. 1495)
Боттичелли «Оплакивание Христа (Пьета)» (ок. 1495)
"Не рыдай Мене, Мати…" Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX века
"Не рыдай Мене, Мати…" Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX века

Итак, если сюжет не новый, то почему именно ватиканская Пьета" является одним из шедевров эпохи Ренессанс? Давайте рассмотрим её в деталях. Если мы обратим внимание на общую композицию, то мы увидим, что она напоминает пирамиду. А пирамида – это удачный способ построения, египтяне, иллюминаты и товарищ Маслоу не дадут соврать!

Заметьте, у нас та же история, как Дискоболом или Давидом – смотреть на скульптуру необходимо с фронтального ракурса, и по другому мы не сможем её рассмотреть при всё желании.

Обратная сторона Пьеты.
Обратная сторона Пьеты.

После вандального нападения венгерским геологом Ласло Тотом – скульптура была защищена от будущих нападений бронебойным стеклом.

с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» вандал нанёс скульптуре пятнадцать ударов скальным молотком.
с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» вандал нанёс скульптуре пятнадцать ударов скальным молотком.

Хотя, подобное композиционное решение, возможно, и было задумано создателем, потому что обратная сторона статуи не обработана настолько тщательно, как фронтальная. Но зато как прекрасен фасад! Глядя на него, начинаешь сомневаться в том, что мрамор – это твёрдый материал. Как тщательно сделаны складки на одежде Марии, как нежно выглядит её лицо!

Пьета. Фрагмент.
Пьета. Фрагмент.

К слову, о лице Марии – учитывая, что её сыну 33 года, следовательно – самой Марии минимум 50 лет. И в восточноевропейской иконописи она изображается взрослой женщиной, но в западноевропейской культуре она изображается юной девочкой. Всё потому, что согласно идеям мистического христианства Божественная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы на протяжении всей Её жизни. Так же мы помним из видео про "Весну" Ботичелли, что в католицизме есть догма: Мария была зачата непорочно и именно отсутсвие первородного греха подарило ей, так сказать, «вечную молодость».

Вот и получается, что Дева Мария изображена юной девушкой, А Измождённый пытками и тяжкой судьбой её сын выглядит, в итоге, старше матери.

Можно сказать, что две фигуры, участвующие в композиции, выражают собой дихотомии: мужское-женское, юное-зрелое, одетое-нагое, вертикальное-горизонтальное, живое-мёртвое, грешное и безгрешное. И эти противопоставления, как визуальные, так и смысловые, впечатляли зрителя как в момент создания скульптуры, так и во все последующие времена. Даже светило русской поэзии А.С.Пушкин был впечатлён этой работой, а особенно легендой о том, что Микеланджело убил натурщика для того чтобы реалистично изобразить тело иисуса. Эту легенду он упоминает в трагедии «Моцарт и Сальери»

Пьета. Фрагмент.
Пьета. Фрагмент.

На этом всё. С вами было Картавое Искуствоведение. Всего доброго. До новых встреч.

#Италия #Ренессанс #Микеланджело #Скульптура #Искусствоведение