356 подписчиков

«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ! Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана»

537 прочитали

История XIII. «Шарль Азнавур» из Узбекистана. Батыр Закиров в «Олимпии»

Во время холодной войны у Франции и Советского Союза были достаточно приемлемые отношения. В том числе и потому, что президент Де Голль старался вести независимую политику, включая, например, выход Франции из военной структуры НАТО. Был налажен определенный культурный обмен. В СССР часто показывали французские фильмы, фирма «Мелодия» выпускала серию эстрадных пластинок «Полчаса в Париже», советские артисты выступали в знаменитом парижском концертном зале «Олимпия» и других залах.

Летом 1966 г. в Москве стали формировать очередную группу артистов для гастролей во Франции. По рекомендации работавшего раньше в Ташкенте Александра Конникова, Батыру Закирову из Москвы прислали приглашение для прослушивания, на котором будут отбираться концертные номера в легендарную «Олимпию». Должен был приехать сам Брюно Кокатрикс (Bruno Coquatrix) , знаменитый продюсер Парижского мюзик-холла, директор «Олимпии». После его смерти концертный зал получил имя Olympia Bruno Coquatrix

Фото: frenchparis.ru
Фото: frenchparis.ru

В Москве выяснилось, что все кандидаты на поездку прибыли со своими маленькими составами и уже отрепетированной программой. Батыру Закирову же предстояло выступать с концертмейстером, не только не знавшим его, но и далеким от восточной музыки. Помог пианист Чингиз Садыков, партнер Рашида Бейбутова.

По легенде Кокатрикс принял решение даже не дослушав первую песню до конца (говорят, это было «Арабское танго»). Во всяком случае, узнал Батыр Закиров об этом на следующее утро, из телефонного разговора с Конниковым «Ура! Прошел!!» Узбекский певец будет петь в стране шансонов. Предстояла первая поездка Батыра Закирова за границу. И сразу в Париж. На сцене «Олимпии» в тот раз должен был выступать и Муслим Магомаев.

Батыр Закиров на репетиции фото: биограф.ру
Батыр Закиров на репетиции фото: биограф.ру

До приезда советской группы одна из французских газет писала, имея в виду Батыра Закирова, что в Париж приедет «русский Шарль Азнавур». Состоялись два концерта. Смуглый, худощавый юноша с «бархатным» голосом из далеких восточных краев произвел на французских зрителей сильное впечатление. «Арабское танго» на арабском завершилось под восторженные аплодисменты, с восторгом была принята песня «Маро Бебус» («Поцелуй меня»)* на иранском языке с особой судьбой. Ее текст написал иранский офицер, приговоренный к казни по велению шаха.

Mara Beboos. Исполняет Батыр Закиров. Музыка Маджид Вефадар

В "Олимпии" узбекский певец исполнил на французском также советскую «Песню о друге» композитора Андрея Петрова из кинофильма «Путь к причалу». «Песня о друге» была тогда уже известна во Франции в исполнении знаменитого композитора и певца Энрико Масиаса, который в свою очередь включил ее в свой репертуар перед гастрольным туром по СССР в 1964 г.

Батыр Закиров также спел в «Олимпии» популярнейший тогда во Франции хит Энрико Масиаса «Девушки моей страны», который французский певец подарил узбекскому. Песня стала очень популярна в СССР. Звучапа, как говорят сегодня, из всех утюгов.

Узбекский певец Батыр Закиров поет на московском «Голубом огоньке» французскую песню «Девушки моей страны». Краткое содержание: «Ах, как красивы девушки моей страны!»

На французском также прозвучала узбекская песня «Ёр, кел» («Приди, любимая») Икрама Акбарова. Французы с удивлением узнали, что в СССР есть республика Узбекистан, где живут узбеки, среди которых есть прекрасные певцы. Батыр говорил о себе, что «пел по-французски с узбекским акцентом». А Муслим Магомаев в «Олимпии» пел «Катюшу», «Из-за острова на стрежень» и арию Фигаро.

Одна из газет назвала Батыра «узбекским Азнавуром»… «Это ужасно приятно, - писал Батыр Закиров. – Оказывается вся разница в том, что я в отличие от него, держусь от микрофона на расстоянии». Другие же писали об убогих нарядах исполнительниц и еще, что «Рэро» - это ансамбль, от которого пахнет конюшнями Элингтона и Брубека». При чем тут конюшни – непонятно. Но преобладали все-таки положительные оценки.

Западногерманский импресарио г-н Хеллер обратился к Батыру Закирову с предложением сольных концертов. «В вас есть то, что присуще не многим певцам, - говорил он. – Вы создаете жизнь на сцене. Спасибо вам за ваш талант, за ваши песни и будем надеяться, что мы не раз еще увидимся с вами и поработаем вместе». Батыр отказался от концертов, но согласился на одно сольное отделение.

Красавица Лин Рено, подарившая поцелуй Батыру Закирову
Красавица Лин Рено, подарившая поцелуй Батыру Закирову

В Париже Батыр Закиров познакомился со многими интересными людьми. Среди них французская суперзвезда тех лет певица и актриса Лин Рено (Line Renaud,), которая расцеловала после концерта Батыра. Ее поцелуй дорогого стоил. Познакомился он и с Мариной Влади – «очень скромно одетая, простая, русская девушка, долго гуляли с ней по Елисейским полям, пели грузинские песни»…

Марина Влади примерно в те годы. Еще до знакомства с Высоцким. Фото: uznayvse.ru
Марина Влади примерно в те годы. Еще до знакомства с Высоцким. Фото: uznayvse.ru

Крепкие дружеские отношения завязались у Батыра Закирова с Генеральным секретарем Ассоциации летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман» Игорем Эйхенбаумом, чьи родители в 1921 г. покинули Россию, а сам он воевал в этой эскадрильи. «Улица, на которой он живет с женой Викой, черкешенкой,- пишет Батыр Закиров в дневнике, - находится недалеко от площади Гагарина в предместье Малахов курган рядом со Сталинградским бульваром».

Игорь Эйхенбаум на фронте
Игорь Эйхенбаум на фронте

В Париже Батыр Закиров посмотрел в кинотеатре «Колизей» фильм «Вестсайдская история». «Блистательно! Грандиозно! Современно!- записал он в дневнике.

Часто пишут, что советских граждан, выезжавших тогда в капиталистические страны, водили там по улицам чуть ли не строем, а в каждой группе был представитель КГБ. Таковой, видимо, в группе присутствовал, но Батыр Закиров писал в дневнике, как он один «бродил по тихим улочкам Парижа».

Девушки на парижской улице в середине 60-х. Фото: soulway
Девушки на парижской улице в середине 60-х. Фото: soulway

Возвращение в Москву, судя по его записям, не было радостным. «Холод. Холодные лица. Холодный прием в гостинице «Армения». Завтра в Ташкент, домой».

Еще до поездки во Францию Батыр Закиров думал об организации в Ташкенте мюзик-холла и даже начал «пробивать» эту идею в Узбекконцерте и Министерстве культуры. Париж укрепил его в мысли: «Узбекистану нужен Мюзик-холл».

Продолжение Истории следует

Пишите, если заметите неточности. Подписывайтесь.