Найти тему
Валерий Грачиков

Почему три русские императрицы короновались в платьях одного фасона

Если посмотреть на платья, в которых короновались русские императрицы, выставленные в Оружейной палате, а заодно – фотографии тех платьев, которые не находятся в открытой экспозиции, то можно заметить один интересный момент:

Наряды трех императриц: Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны – очень похожи. Фасон всех трех платьев – одинаковый и различаются они, по сути, только вышивкой, которой оформлено все платье и его шлейф, да еще длиной этого самого шлейфа. Вышивка, конечно же, на каждом платье уникальная и это – шедевр рукоделия, образец для подражания и так далее и так далее.

Коронационное платье Александры Федоровны
Коронационное платье Александры Федоровны

Недаром на изготовление таких платьев уходил почти год:

пока все выкроишь, пока вышьешь, пока состыкуешь, пока придумаешь, как скрыть детали, поврежденные горячим утюгом, как получилось с платьем Александры Федоровны. Да еще и кроить платье могли в Петербурге, а вышивку делать в Москве. И платье наматывало туда-обратно сотни километров между столицами.

Так почему платья то одинакового фасона?

Ведь одна коронация состоялась в 1856 году, вторая – в 1883-м, третья – в 1896 году. Это совершенно разные времена, совершенно разная мода. А императрицы – в одинаковых платьях!

Коронационное платье Марии Александровны
Коронационное платье Марии Александровны

А все дело в том, что выбора у них не было.

Дело в том, что в 1834 году император Николай Павлович ввел обязательную парадную униформу для императорского двора. В том числе и парадное женское платье, получившее название «сарафана» или, как писали современники – «офранцуженного сарафана».

И с тех пор этот «форменный» наряд так и использовался при дворе и на всех торжественных мероприятиях.

Платье Марии Федоровны в открытой экспозиции не выставлено, оно, судя по роликам Музеев Московского Кремля на реставрации
Платье Марии Федоровны в открытой экспозиции не выставлено, оно, судя по роликам Музеев Московского Кремля на реставрации

В принципе, в 1856 году, на коронации Александра II все могло пойти по-другому. Императору и его жене предложили предстать на коронации в «русском историческом наряде», напоминающем одежду времен царя Алексея Михайловича, то есть примерно то, что потом в 1903 году пошили для знаменитого последнего бала-маскарада Российской империи.

Но Александр II предпочел современный военный мундир, как и его отец, а Мария Александровна – парадное придворное платье, тот самый «сарафан». Ну а дальше от традиций и правил уже отступать было нельзя. Ведь императорский двор – это церемониал, порядок и традиции.

Поэтому и три похожих платья на трех императрицах.

------------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.