(Рэймонд и Рэй, Raymond & Ray, 2022, США)
Мне в таких вещах можно и не разбираться, но наверняка у многомудрых критиков есть научное определение поджанра, к которому относится подобное кино. То, чей сюжет крутится вокруг чьих-нибудь похорон, куда съезжаются, или едут туда весь фильм, его герои. В ходе чего они устраивают между собой крикливые разборки, либо, напротив, обретают взаимопонимание, а также выясняют разные тайны своего семейного прошлого.
То есть речь идет об историях, что мы видели совсем недавно в «Лулу и Бриггз», «Мести», или, уж извините, в нашем позорном "Цое". И о такой истории, какую показал нам сегодня колумбиец Родриго Гарсия (между прочим, сын самого Габриэля Гарсии Маркеса). Этакий «funeral road buddy movie», говоря языком не критиков, а кино-ламеров вроде меня.
Что ж, посмотрим, жалко нам, что ли?
По сравнению с тремя вышеупомянутыми лентами «Рэймонд и Рэй» - картина подчеркнуто спокойная, можно даже сказать, вялотекущая. Адреналиново-эмоциональных сцен в ней мизер, ирония тоже без огонька и скандалинки, а про шокирующие «вот-это-повороты» и не заикаюсь – тут и «просто поворотов» кот прослезился.
Как бы то ни было, но сюжет у Гарсии, пусть неторопливо, но копошится, откровенным занудством не страдает и рефлексивные нюни не распускает - скорее, напротив, попыхивает черненьким юморком. Так же как все местные герои по-своему выразительные, разнохарактерные и наполненные тайными откровениями. Которые они и станут озвучивать понемногу нам, зрителям, дабы мы не заскучали - хотя, конечно, любителям крутой экранной движухи здесь всё равно будет скучновато и дремотно.
Главные герои картины, как следует из ее названия и постера с Хоуком и Макгрегором, являются тезками. А также взрослыми единокровными братьями Рэем и Рэем, одного из которых, чтобы мы не путались, величают «по-паспортному» Рэймондом.
Вот на кой чёрт, спрашивается, их скончавшийся накануне папка Харрис так «прикололся», нынче поди пойми. Но уж точно не по причине отсутствия у него фантазии. В чем мы с вами еще не раз убедимся, когда в фильме озвучат его экстравагантное завещание.
Да и вообще жизнь у Харриса была дюже бурная. Он менял жен, как хирург резиновые перчатки, наплодив помимо Рэя и Рэя еще целый батальон детишек - к счастью, уже не Рэев. А последняя супруга Люсия (Верду) Харрису и вовсе в дочери годилась, тогда как ее сын обоим Рэям - во внуки, при том, что формально сопливый пацанчик приходился этим 50-летним мужикам – а-ха-ха! – младшим братом.
Короче говоря, наворотил мужик дел. И не только при жизни, но и похороны свои решил превратить для наследников не то в посмертную шутку, не то во флэшмоб, не то в глумление - короче, в балаган. При том, что сам батяня увидеть недовольные рожи скорбящих отпрысков сегодня не мог по уважительной причине своего отбытия в Чистилище.
Любопытно, что в детстве Рэй и Рэй были друзьями не разлей вода, но с годами их судьбы разошлись. Не вразрез, но на начало этой истории они не виделись уже довольно давно. И у каждого накопилось к этому дню уйма жизненных неурядиц, включая их развалившиеся семьи и карьеры.
Тем не менее ради похорон папаши оба снова встретились, забыли о былых разногласиях (о чем они, однако, вспомнят ещё не однажды) и поехали туда, где старик жил со своей последней женой и где ему не подфартило склеить боты.
Ну, а на месте выяснилось, что не отличающийся при жизни порядочностью, свои похороны Харрис вдруг распланировал буквально по пунктам. И в одном из них значилось, что его сыновья должны сами вырыть ему могилу, а затем опустить туда гроб.
Чем, собственно, Рэй, Рэй и подтянувшиеся к ним со всей Америки, другие братья будут заниматься где-то полфильма. А в первую и в последнюю его четвертях – сначала знакомиться и готовиться к знаменательному событию, а потом "разруливать" итоги этих знакомств и продолжать копаться в собственных чувствах и ошибках/неудачах прошлого.
Согласен: всё это звучит не шибко интригующе, но я ведь так и сказал: интриг в «Рэймонде и Рэе» практически нет, а сами они – неспешное кино с философским подтекстом, «за жизнь, смерть, лирику, бытовуху и всё такое прочее». Как говорится, ничего лишнего… но, опять-таки, и ничего из ряда вон выходящего.
***
В общем, этакая «взрослая» история, смотреть которую можно не без удовольствия, если вы заранее настроитесь на ее «ровный», без скачков и виражей, маршрут. Благо, Хоук, Макгрегор и глазастая обаяшка Марибель Верду, которую вы, конечно, помните по «Лабиринту Фавна» - актеры замечательные, и даже в такой не самой выдающейся картине работают без халтуры.
Но если настраиваться на такой "маршрут" вам неохота, можете с чистой совестью ленту Родриго Гарсии проигнорировать. И никто вас за это не осудит, ибо невелика потеря, честное слово.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):