"Цветы говорят на особом языке, если понять его - можно понять все то, что скрыто".
Фрида Кало.
Несмотря на разногласия по поводу "Человека на распутье", Нельсон Рокфеллер, по-прежнему восхищается работами Риверы и продолжает их покупать.
Его отец Джон Рокфеллер-младший потребовал, чтобы ни одно произведение искусства для Рокфеллеровского центра не было заказано без его одобрения.
В 1934 году Фрида Кало и Диего Ривера возвращаются в свою любимую Мексику.
Но это уже не та страна, которую они хотели увидеть. Мировой экономический кризис, докатившийся и до Мексики, выгнал на улицы толпы безработных.
Отчаявшиеся крестьяне вновь бросаются на пулеметы с лозунгами "Землю тем, кто ее обрабатывает!".
В обстановке строгой секретности 10 февраля 1934 года по приказу Джона Рокфеллера-младшего рабочие топорами уничтожают фреску "Человек на распутье".
Возмущенный Диего заявляет: "Уничтожив мои картины, Рокфеллеры совершили акт культурного вандализма".
Ривера добивается у правительства Мексики разрешения перерисовать фреску во Дворце изящных искусств в Мехико.
Используя фотографии Люсьен Блох, он приступает к созданию новой фрески. Но теперь уже разозленный Диего решает переделать левую и правую части фрески.
На правой стороне фрески, символизирующей коммунизм, он изображает Маркса, Энгельса и Троцкого, стоящих на фоне обезглавленного идола со свастикой. На отбитой голове идола восседают победившие рабочие.
Гневный бог из абстрактного Юпитера превращается в еще более гневного христианского Бога.
Но на этом Диего не останавливается.
На левой стороне фрески, символизирующей капитализм, он изображает самого Джона Рокфеллера-младшего с бокалом мартини и в окружении женщин. Надо отметить, что Джон всю жизнь был трезвенником.
Над головой Рокфеллера-младшего он изображает венерические микробы, намекая на изнанку капиталистического изобилия.
Центральная фигура фрески уже не человек на распутье, а "Человек, управляющий вселенной".
Казалось бы, русский след навсегда исчезает в судьбе Фриды и Диего, но не тут-то было.
9 января 1937 года в портовом городе Тампико швартуется танкер "Рут", на котором находятся Лев Троцкий и Наталья Седова.
Сталин лично отредактирует сообщение о смерти Троцкого в "Правде": "Троцкий запутался в своих собственных сетях, дойдя до предела человеческого падения. Его убили его же сторонники. Троцкий стал жертвой своих же собственных интриг, предательств, измен".
С окончанием Второй мировой войны Фрида Кало изменила свое отношение к Сталину. Одна из последних работ Фриды - незавершенный портрет Сталина, который и сейчас хранится в "Голубом доме".
В последние годы своей жизни Кало даже хотела поехать в СССР, но судьба распорядилась иначе.
В Мексике Диего Ривера и Фрида Кало становятся национальными героями.
Только в одном Мехико существует пять музеев, посвященных великим художникам с необыкновенной судьбой.
"Голубой дом" - музей Фриды Кало, "Музей Анауакалли и центр искусств" - музей Диего Риверы, "Музей фрески Диего Риверы" и "Дом-студия Диего Риверы и Фриды Кало".
Творчество Диего и Фриды также представлено в "Музее Долорес Ольмедо", удивительной женщины, на всю жизнь сохранившей теплые чувства к Диего и благодаря которой было спасено искусство Диего и Фриды.
Одним из последних желаний Фриды было желание увидеть свой сад в "Голубом доме". Этот сад начал создавать ее отец в 1904 году и был для нее источником жизненных сил.
В 2015 году в Ботаническом саду Нью-Йорка воссоздали мастерскую и сад Фриды. Для этого специально из Мексики были привезены растения, растущие в саду "Голубого дома": каллы и кактусы.
Сама Фрида говорила: "Цветы говорят на особом языке, если понять его - можно понять все то, что скрыто".
Кало коллекционировала книги о растениях и собирала интереснейшие образцы мексиканской флоры.
Страницы принадлежащего ей экземпляра "Листьев травы" Уолта Уитмена были переложены миниатюрными букетиками.
После выставок Фриды в Санкт-Петербурге на улице Чайковского,57 открывается гранд-кафе "Frida", в котором представлены копии ее работ.
Уважаемые подписчики канала "Удивительное всегда рядом"!
Благодарю за то, что на протяжении многих месяцев вы оставались с моими героями, за то, что ни одна публикация не обходилась без ваших комментариев и за возможность вести диалог.
В нашей жизни не бывает ошибок.
Все в ней – наша судьба, хороша она или плоха.
Роман-быль "Полюби меня еще раз":
Фрида Кало и Диего Ривера:
Благодарю за лайк и подписку!
Всем доброго дня!