Петрович уходил на пенсию. Алексей должен был радоваться: грядёт повышение. Но почему-то к горлу ком подступал, словно провожал Петровича не на пенсию, а в последний путь.
Алексей пришёл работать в организацию три года назад сопливым студентом. С отчеством "Петрович" тогда у него стойко ассоциировалась одноимённая водка, которой он как-то потравился во время сессии. Но настоящий Петрович оказался совсем не токсичным персонажем. Напротив, это был удивительно интеллигентный человек, любивший цитировать классиков.
Алексей подавал ему отвёртки, жадно впитывая премудрости электротехники, - те премудрости, которые из Петровича били ключом. Человек энциклопедических знаний, Петрович, казалось, мог починить что угодно с помощью мультиметра, паяльника и пассатижей. Но ничто не вечно под луной, и, несмотря на пенсионную реформу, Петрович всё-таки дотянул до трудового финиша и передал своё рабочее место со всем инструментом взматеревшему ученику.
- Петрович, - Алексей чувствовал себя неловко от того, что испытывал необходимость сказать что-то трогательное, - не было у меня Учителей в жизни. Кроме тебя. Спасибо.
Тот крякнул от удовольствия, снимая с вешалки свою фирменную кепи, которую знала каждая собака в организации:
- Я здесь 15 лет отработал, Лёха, но ни здесь, - он ткнул пальцем в пол, - ни там, - махнул рукой в сторону окна, - не встречал людей, которые бы так интересовались электрикой.
Он похлопал Алексея по плечу:
- Нашёл себе уже помощника-то?
Алексей скривился:
- Да пригонят дурачка какого-нибудь, нянчись с ним...
Петрович рассмеялся:
- А ты помнишь, что я тебе сказал, когда ты всю управу без света оставил?
- Как материл?
- Значит, не помнишь... Про дураков! Ну? Эх... - он снова рассмеялся, махнув рукой, - благослови, Господь, дураков, ибо чему бы мы научились, если б не они?!
Теперь пришла очередь Алексея улыбаться, а Петрович обнял его по отечески и продолжил:
- Пойми, Лёха, тебе сейчас дурак по зарез нужен.
- Зачем это?
- Экой ты непонятливый... Развитие строится на противоречии. Ты стал электриком, потому что тебе было у кого учиться. Я передал тебе за эти три года всё, что знал и умел. Но больше не могу ничему научить. Всё!
Он развёл руками и направился на крыльцо. Алексей, подхватив со стола приказ о своём назначении, направился следом.
- Лёха, тебе дальше чтобы расти, нужен дурак. Потому что дурак - это то самое противоречие, которое может обеспечить твой дальнейший профессиональный и личностный рост. Будешь учить - и сам будешь расти.
Петрович остановился и повернулся к Алексею, протягивая ладонь для рукопожатия:
- Так что спасибо, что эти три года не давал мне киснуть...
И, посмеиваясь в бороду своему остроумию, направился к воротам.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК