Найти тему
Такое поведение

Как мы можем подкреплять плохое детское поведение сами того не осознавая. Личный опыт

Дело в том, что это может быть настолько неочевидно для взрослых, что стоит об этом рассказать.

Потому что это нечто из серии:

"Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Поведенческие специалисты обычно говорят, что чтобы нам понять, какой эффект последствие произвело на поведение, надо бы посмотреть, что с этим поведением произойдёт в ближайшем будущем.

Если его частота повысится, значит, имело место его подкрепление.

Поделюсь с вами своим наблюдением, благодаря которому вы сможете сразу же понять, что то, что сейчас произошло, подкрепило нежелательное поведение с вероятностью ~ 99%.

Всё случается когда-то в первый раз

Любое поведение когда-то демонстрируется впервые. Плохое в том числе.

В фокусе нашего внимания будет реакция взрослых на это поведение.

По своему опыту скажу, что если однажды сын забирался куда-нибудь куда не нужно, или случайно брал что-то, что мы не готовы были видеть в его руках (например, дорогую, хрупкую вещь), или ещё что угодно, на что мы с мужем непроизвольно очень эмоционально реагировали. Например, фразами:

Ну-ка быстро отойди. Сейчас же отдай это мне! (ещё и с попыткой выхватить у него из рук). Марш отсюда! (с попыткой его прогнать).

То практически всегда такая реакция подкрепляла это его поведение.

Подкрепляла — то есть способствовала тому, что поведение повторялось.

Любые эмоциональные реакции могут очень сильно подкреплять детское поведение.

То, что нам кажется важным и серьёзным:

  • суровый взгляд,
  • повышенная интонация,
  • выпученные глаза,
  • активная жестикуляция и т.д.

Например, вот так:

-2

Или вот так:

-3

Всё это может восприниматься детьми как аттракцион. Где взрослый вдруг превращается в такого забавного персонажа, который, если что, ещё и побегает за тобой.

Поэтому, когда захочется включить такого взрослого, то ты уже знаешь, что делать.

Поведенщики назовут это демонстрацией поведения с целью привлечения специфического внимания.

Эмоциональная реакция ребёнка

Поэтому обратите внимание. Если после вашего замечания ребёнок начал:

  • улыбаться (даже тонкая улыбка);
  • смеяться;
  • хохотать;
  • убегать;
-4

То, скорее всего, вы только что подкрепили его нежелательное поведение.

Как реагировать правильно?

Ответ на поверхности.

Чем более нейтральной и спокойной будет ваша реакция на поведение, тем менее привлекательной она будет для ребёнка.

Особенно для маленького ребёнка.

-5

И вот этому стоит специально потренироваться. Потому что знаю по себе, насколько это непросто.

Но, когда ты уже чётко осознаёшь, к чему могут привести твои эмоциональные реакции, мотивация к тому, чтобы держать себя в руках, сильно вырастает.

Личный опыт

Примеры того, как я лично сформировала проблемное поведение своего ребёнка и как потом героически его исправляла, очень подробно изложены в статьях:

Надеюсь, было полезно 😀