Наверное, самый частый запрос от родителей в адрес поведенческих специалистов заключается в коррекции нежелательного поведения той или иной формы, демонстрируемого их ребёнком.
Особенно часто с такими запросами обращаются родители детей с аутизмом. Происходит это просто потому, что ввиду особенностей диагноза это нежелательное поведение проявляется у детей в обилии на столько, что родителям приходится выбирать, что из этого всего репертуара лучше постараться устранить как можно быстрее, а с чем, в принципе, можно жить дальше.
В этой статье расскажу о личном опыте коррекции нежелательного поведения, связанного с бегом по лестнице по подъезду пятиэтажного жилого дома без лифта, которое демонстрировал мой сын с аутизмом.
Усаживайтесь поудобнее. Читать долго, но интересно.
Описание поведения
Находясь в подъезде своего дома, при спуске или подъёме по лестнице, если сопровождающий ребёнка взрослый не держит его за руку или идёт позади, то ребёнок убегает по лестнице далеко вперед и затем ждёт взрослого перед входной дверью подъезда или квартиры.
Примерно, как на этой картинке, только представьте себе, что это не три разных ребёнка, а один.
Тоже мне, нежелательное поведение. - могут решить многие. - Подумаешь, ребёнок бежит по лестнице!
Как бы да, но и нет. Расскажу, что нам мешало:
- Сын несколько неуклюж в движениях, с тяжёлой поступью. В ранние годы ещё и ортопедическую обувь носил. Получалось, что в процессе этого бега он гремел на весь подъезд, а жили мы на последнем этаже. Старенькие бабушки-соседки были недовольны.
- Опять же из-за своей неуклюжести неоднократно бывало, что сын спотыкался и падал, добавляя себе новых ссадин или ушибов.
Ну и в целом было понятно, что с возрастом это поведение никак не меняется и начинает восприниматься окружающими, как ещё более неприемлемое. Поэтому очень хотелось эту проблему как-то уже решить.
История поведения
На момент, когда я ознакомилась с некоторым количеством коррекционных методик, из которых можно было бы подобрать что-то подходящее для этой формы поведения, сыну было уже девять лет.
Бегать же сын начал, по-моему, сразу же после того как научился твёрдо стоять на ногах. То есть поведение демонстрировалось много лет. Можно сказать, практически всю его осознанную жизнь.
Иногда я пыталась его догонять и останавливать. Иногда такой возможности у меня не было и он с триумфом добегал до условного финиша. То есть это было уже хорошо закреплённое и устойчивое поведение.
Подробнее об устойчивости поведения в отдельной статье, ссылка на которую будет в конце.
Пыталась ли я ранее бороться с этим поведением? Конечно.
Уже были испробованы все знакомые мне на тот момент методы, как то:
- рассказать о правилах поведения в подъезде;
- поругать за неправильное поведение;
- похвалить за правильное;
- обратить внимание на то, что причиной очередного ушиба стало именно твоё же плохое поведение.
Да, да, да, вот это вот всё, что есть в арсенале по вопросам воспитания ребёнка у большинства родителей.
Ребёнок вербальный. Обращённую речь понимает. Но...Но...
Было понятно, что быстро эту проблему я уже не решу и без реактивных методов вряд ли обойдусь.
Реактивные методы
Реактивные методы коррекции - это реакция, предоставляемая в ответ на продемонстрированное нежелательное поведение.
Поскольку поведение нежелательное, то понятно, что так или иначе эти методы относятся к наказанию, потому что их задача - снизить частоту появления такого поведения в будущем.
Подробнее о том, что такое наказание в отдельной статье, ссылка на которую будет в конце.
-------------------
Далее речь пойдёт о том, каким образом я наказывала своего ребёнка. Особо чувствительных прошу отойти от экрана )))
Сразу оговорюсь, среди поведенческих специалистов считается моветоном использование таких методов.
Кодекс этики поведенческих специалистов указывает на то, что основанные на наказании процедуры можно применять только после получения доказательств недостижения желаемых результатов с использованием менее интрузивных средств или в случае, если текущим коллективом специалистов было установлено, что риск причинения вреда клиенту перевешивает риск, связанный с применением вмешательства, нацеленного на коррекцию поведения.
Ну какой у меня коллектив специалистов? Ты, да я, да мы с тобой...
Потолковала я сама с собой наедине, подумала, что после всего того, что я наворотила, хуже уже не будет, и решила попробовать использовать сверх-коррекцию.
Сверх-коррекция
Метод подавления нежелательного поведения, при котором от того, кто его совершил, тут же требуют, чтобы он проделал ощутимую работу, прямо или косвенно связанную с результатами данного поведения.
Существует две разновидности сверх-коррекции:
- восстановительная;
- закрепительная.
Я решила, что в моём случае подойдёт закрепительная. Это когда от воспитуемого требуется, чтобы он заданное количество раз совершил правильное поведение.
Причём количество повторов должно быть ощутимым, например, 4-6 раз. Это важно, иначе не будет эффекта подавления поведения.
Итак, после того как ребёнок убегал от меня по лестнице далеко вперёд, я подходила к нему, брала за руку, мы возвращались обратно до того этажа, на котором он от меня "стартанул", тихим шагом поднимались или опускались до условного финиша, после чего возвращались обратно, чтобы повторить такой проход пять раз. Пять раз.
Спокойно, без ругани, без упрёков и назиданий. Тихим шагом мы проходили с ним вместе всю дистанцию по пять раз. Иногда от первого до пятого этажа и обратно (признаюсь, при этом количество повторов я снижала до четырёх).
Здесь важно уточнить, что ребёнок при этом не сопротивлялся. Это важно, потому что в противном случае использовать эту процедуру было бы невозможно.
Ещё важно, что это должно стать правилом. Нельзя допустить ситуаций, когда после демонстрации нежелательного поведения не последовал бы ответ или он последовал бы в какой-то другой форме, из-за того что нам, например, сейчас ходить туда-сюда просто некогда. Если поведение есть, то на него обязательно должен последовать предусмотренный ответ.
Если я понимала, что в данный момент возможности отреагировать на нежелательное поведение у меня не будет, значит, я заранее делала так, чтобы исключить появление этого поведения. Например, сразу же спускалась держа ребёнка за руку.
Зато перед выходом из дома я могла напомнить ребёнку о том, что спускаться по лестнице надо тихонечко, иначе нам придётся с тобой специально этому тренироваться.
Результат использования данного метода можно увидеть на графике:
Первые три пробы относятся к фоновому уровню - до начала применения вмешательства. Всякий раз, когда у ребёнка была возможность, он убегал.
Начиная с четвёртой пробы, в ответ на убегание следовала процедура сверх-коррекции.
Показательными в данном графике являются линии "Уровень" и "Тренд".
Уровень отображает среднее количество демонстрируемого поведения за период сбора данных. В этом случае он снизился с 1 до 0,23 - неплохой результат, учитывая всю историю поведения.
Тренд отображает тенденцию изменения поведения. Он стал нисходящим, что мне и требовалось.
Надо сказать, что впоследствии, наверное, было ещё пару раз, когда пришлось повторить эту процедуру, но в целом поведение сошло на нет.
Усилия были не напрасны, метод сработал.
Заключение
Хочу обратить внимание на то, что моя Супервизор, на тот момент я была с ней ещё не знакома, вряд ли одобрила бы такой план коррекции этого поведения.
Да я и сама, думаю, сейчас действовала бы по-другому: надо было бы усилить акцент на правильное поведение, да, возможно, немного специально этому потренироваться и составить поведенческий контракт. Уверена, что эти методы избавили бы нас с сыном от необходимости лишний раз ходить по лестнице туда-сюда.
Этот пример я взяла для написания статьи по нескольким причинам:
- во-первых, он простой: понятное поведение, однокомпонентное вмешательство.
- во-вторых, в случаях, когда родителям приходится сталкиваться с нежелательным поведением ребёнка, как правило, первое о чём они думают - это о способах наказания, поэтому мне захотелось привести наглядный пример использования именно такой процедуры.
- в-третьих, на этом примере хорошо видно, что если уж мы используем наказание, то необходимо непрерывно оценивать действие такой процедуры, чтобы прекратить её использование в случае отсутствия нужного эффекта.
- в-четвёртых, получился наглядный пример того, что обладание какими-то теоретическими знаниями не гарантирует правильности их использования.
- в-пятых, этот пример хорошо иллюстрирует материал, о котором я писала ранее в других статьях:
Описанный в статье метод ни в коем случае не должен восприниматься читателями как инструкция к использованию.
Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Ну а в целом, надеюсь, было полезно.
Спасибо, что дочитали до конца 👍
#ава-терапия #аутизм #дети #воспитание #нежелательное поведение