Найти тему
ПоУшиВКино

"Свинка" (2022, Cerdita): Мстительный дух подростка

Оглавление

Режиссёр фильма Карлота Переда сказала о своей работе: "I wrote Piggy to confront my own fears. Real life fears. Because being a teen can be terrifying"

“Я написала "Свинку", чтобы противостоять моим страхам. Настоящим страхам. Потому что быть подростком, порой ужасающая вещь”.

***

Арт для фильма Cerdita (2022)
Арт для фильма Cerdita (2022)

Испанский триллер “Свинка” (Cerdita или Piggy) режиссёра Карлоты Переды (Carlota Pereda), она же написала и сценарий, напомнил мне финско-шведский триллер “Скрежет” (Pahanhautoja), который вышел в первой половине 2022 года. Напомнил именно предметным рассказом о конкретной проблеме, тем, как её расписывает автор, от начала до последствий. Отличие в том, что у скандинавов получилось с северной холодностью, а у южной страны в повествовании чувствуется некая страсть. Итог один, это – история о том, как в подростке растёт ярость/монстр, а ей/ему в определённый момент нужен выход.

Фильм "Свинка" (Cerdita) демонстрирует, какими ужасными бывают люди. Это не прямолинейный фильм о мести, в нём рассказывается об эмоциональном потрясении человека в ситуации морального конфликта.

Сюжет “Свинки”

Сара ведёт уединённый образ жизни. Лучшая подруга Клаудия перешла в другую компанию девчонок, более популярных, и делает вид будто с Сарой их ничего не связывает. Над Сарой насмехаются все ровесники из-за её полноты, обзывают её Свинкой, выкладывают унизительные посты в социальную сеть, чтобы все могли видеть, какая у них в городе живёт толстушка.

Сара в общественном бассейне, незнакомец и три подружки, которые постоянно насмехаются над Сарой
Сара в общественном бассейне, незнакомец и три подружки, которые постоянно насмехаются над Сарой

Единственным развлечением, выводящим Сару в люди, является общественный бассейн. В один из дней купание прошло неудачно – подружки Клаудия, Мака и Росси украли её одежду, рюкзак и телефон, из-за чего девушке пришлось возвращаться домой в купальнике. Этот случай стал решающим, чтобы изменить жизнь городка и сознание самой Сары.

Образ главной героини

Сара – ей 17 лет, она дочь мясника. Помогает отцу по работе, ходит с ним на охоту (в одном из кадров появляется фото отца и дочери на охоте). У неё есть навык выслеживания цели. Она умеет стрелять, это становится понятно из реплики Томаса, её отца. Клаудия пришла в лавку за заказом, Томас предложил взять кролика: “Это Сара подстрелила”.

Складывается впечатление, что Сара сама приняла решение отойти от общества. Она сама не хочет сближаться с людьми, судя по тому, что отгораживается от них большими наушниками. Она не снимает их, даже когда в лавку заходят посетители и когда идёт по городу. Она глубоко погружена в свои мысли - пример с тем, как сильно её пугает обычная собака, показателен. Это вырывает Сару из захвативших её во время прогулки мыслей.

Если бы она сожалела, что дружба с лучшей навеки подружкой (одинаковые розовые браслетики BFF, best friends forever, на запястьях Клаудии и Сары указывают на их прошлые отношения) прекратилась, а она бы хотела наладить отношения заново, Сара бы проявляла интерес и давала знаки. Но она смотрит в учебник, слушает музыку и расточает вокруг себя атмосферу антипатии, чтобы у Клаудии не осталось сомнений, что дружба им больше не нужна, в компании язвительных Маки и Росси ей намного лучше. И сама Сара принимает своё одиночество, подогревая раздражение к девчонкам просмотром унизительных постов в социальной сети и выпуская накопившуюся агрессию через просмотры порнографических роликов.

Сара часто старается держаться подальше от людей. Ничто из того, что она делает, не является “правильным” в глазах её строгой и бесконечно сердитой матери. Сара прячется от внимания, и её тело напрягается, когда она находится рядом с другими, как будто она готова принять словесные удары, которые они могут нанести. Есть сцена, где Сара находится у бассейна, готовая прыгнуть в него, потому что она одна; она замирает, увидев незнакомца, и сразу же прячет своё тело. Но она медленно убирает руки, когда понимает, что он не критикует её и не смотрит насмешливо.

Сара очень полная, это не скрывается никак. Её тело показано так, чтобы и у зрителя не возникло сомнений, почему её ровесники так жестоки. Это подчёркивает её очевидный изъян. Но почему так жестоки родители, остаётся загадкой. Мать словно не обращает внимания на проблему. В случае отношений между матерью и Сарой воспроизведена просто насмешка, это фарсовая ситуация: мать контролирует дочь, следит, чтобы та всегда хорошо выполняла задания, помогала по дому, не тратила время на ерунду. При этом она знает о конфликте между Клаудией и Сарой, очень негативно настроена по отношению к матери Клаудии. И даже на фоне этого мать Сары воспринимает полноту дочери как что-то нормальное до самого критического момента, а даже после него она умудряется оставаться равнодушной – значит, будешь есть листья салата. Она просто озвучивает: “Ты толстая, тебе надо худеть, а в мире и так полно зла”.

У Сары на животе есть шрам, похожий на след от операции. Но это никак в репликах действующих лиц не отображается. Его можно списать на попытку матери помочь дочери с решением проблемы полноты, которая не удалась.

Отец в этой ситуации тоже какой-то карикатурный. Добродушный толстяк, довольный тем, что дочь ему помогает в его деле. Он бережёт свои нервы, не вступая в конфликтные отношения с женой, он практически как Сара предпочитает быть, но не отсвечивать.

Мои впечатления от фильма “Свинка”

У меня Сара не вызывает симпатии. Думаю, что, возможно, это сделано намеренно. Главная тема фильма – буллинг в жизни подростков. Важно разобраться беспристрастно, кто прав, а кто виноват. Если сделать главную героиню 'милой зайкой', то внутренняя нянька будет тянуть руки к обиженной Саре и закрывать глаза на мелкие детали.

Неприятная внешность, нервный тик, выражающийся в жевании пряди волос, бесконтрольное поедание бисквитных пирожных, порно перед сном, замалчивание недовольства, сдерживание агрессии. Всё это является, к сожалению, портретными данными главной героини Сары.

Девочка с навыками охотника принимает решение отпустить автомобиль с девчонками, чтобы неизвестный человек увёз их в неизвестном же направлении. Эта сцена, которую я считаю центральной в фильме, должна расставить точки над i.

Клаудия, бывшая лучшая подруга Сары, в авто незнакомца
Клаудия, бывшая лучшая подруга Сары, в авто незнакомца

В момент, когда ответ очевиден (конечно, напрашивается ответ, что следует сделать Саре, несмотря на их прошлое с Клаудией), Сара поступает противоположно. Автор сценария и тут продолжает фарсовую тему – похититель бросает полотенце Саре, чтобы та прикрылась, идя домой. А Сара потом мучается совестью, правильно ли она поступила, но грубый пост в социальной сети “успокаивает” её, да, конечно, они этого заслужили. Актриса, исполняющая роль Сары, многое передаёт своими эмоциональными глазами – удивление, страх, вину, благоговейный трепет и решимость.

Художественное воплощение внутреннего состояния Сары

Этот триллер мог бы остаться обычным, просто триллером с элементами слэшера в финале, если бы не эти декоративные психологические детали, раскрывающие боль загнанного человека. Сара находится в ловушке мира красивых и свободных. Они живу себе спокойно, купаются в бассейне, планируют отдых, они социально адаптированы. Их фотогеничная внешность позволяет им быть плохими людьми, а образ полной Сары автор сценария сделал усиленно отталкивающим, чтобы отчётливее показать, как что-то естественное, как неудачный метаболизм, может стать проблемой для человека. Ведь толстый человек не является угрозой сам по себе. Угрозой является отношение к нему как в семье, так и за её пределами. Полнота в этом фильме является собирательным образом какой-нибудь черты, из-за которой человека начинают “задирать”.

И внутри человека, а в конкретном случае в Саре из фильма "Свинка", растёт монстр. Саркастическая нотка, кстати, тянется до самого финала. Самый первый кадр – это башка животного, насаживаемая на крюк, а в финальной сцене на крюках на заброшенном заводе уже висят вчерашние красотки, обезоруженные страхом от похищения. Так проводится ненавязчивая параллель между красотой и уродством, как хрупка конструкция отношений между людьми.

По сути, мужчину, который похитил подружек, никто не видел, на него никто не тыкал пальцами и не подозревал (ведь в подозреваемых числился мальчик Педро, который тесно общался с девчонками), но этого странного мужчину видела только Сара. Между ним и ней даже возник контакт – телесный, тесный, он с чувством обратился к ней по имени. Я сочла его за воображаемого защитника, порождение обиженного эго Сары, именно плохое обращение и словесные оскорбления по-настоящему повлияли на её внутреннюю трансформацию.

Если на Сару и её маниакального защитника посмотреть вместе, они похожи: большой живот, лицо, похожее на маску с застывшим ужасом, неопрятный внешний вид. И он единственный, кто встаёт на её защиту. Сара одновременно благоговеет и побаивается незнакомца на протяжении всего фильма, так как это словно новое ощущение для неё, она его пытается осознать и понять.

Незнакомец и Сара в лесу ночью, куда она вернулась, чтобы найти свои вещи, украденные девчонками у бассейна
Незнакомец и Сара в лесу ночью, куда она вернулась, чтобы найти свои вещи, украденные девчонками у бассейна

Опять же незнакомца можно принять за порождение её разума – да, она поначалу боится своих воинственных мыслей, но они ей нравятся, потому что она вдруг сама встаёт на свою защиту. И финальная сцена говорит и о принятии Сарой самой себя.

Этот Немногословный Мститель – дух Сары в виде мужика, который может встать на её защиту, потому что мать словно не обращает внимания на проблему, а отец занят работой и доволен, что дочь помогает ему в деле, ходит с ним на охоту, а потом настрелянное мясо продают в лавке. И получается, что молчаливый мужик словно порождён сознанием затравленной "свинки", а когда месть осуществлена, она загрызла в себе злость. Буквально.