Юлий Капитоныч Карандышев очень любил Ларису. Ради нее он развил бурную деятельность. Ходил в дом, где все его презирали и шпыняли. Приносил Огудаловым телеграммы "вне очереди". Дарил цветы даже после того, как все сбежали из огудаловского вертепа вследствие конфуза с кассиром. Выучился стрелять. Вы же помните, как на Дне рождения Капитоныч даже не смог застрелиться, а прошел год - и Юлий метко положил Ларису прицельным выстрелом с не самого близкого расстояния, да еще и при том, что она бежала?
Карандышев хлопотал насчет свадьбы, нацепил очки, выписал из деревни экипаж, затеял званый обед, ради чего купил поддельную бурду и переклеил этикетки. Другой вопрос, что гордыня, спесь и всяческие глупости Карандышева довели его, что называется, "до цугундера". Но это был человек ДЕЙСТВИЯ.
А вот Акакий Акакиевич Башмачкин был человеком БЕЗДЕЙСТВИЯ. Его тоже жалко, очень. Но жалко не потому, что он предпринял множество усилий дабы заполучить любимую женщину, и ничего не вышло. А потому, что он за свою бесцельную жизнь не совершил никаких стоящих поступков, глупо жил и глупо умер. Мне тут комментарий написали:
Категорически не согласен. Вспомните, почему Акакий решился на покупку шинели? Это не было обдуманным поступком. Это было вынужденное решение, поскольку "капот" чиновника износился настолько, что его нельзя было починить. У Башмачкина выхода не было. Либо сиди дома, а нельзя, либо изыщи способ сварганить-то одежку. И Башмачкин, поскольку все-таки был не дурак, сообразил, как это можно сделать. Но поставив себе цель сшить шинель, и когда она наконец у него оказалась - Акакиевич как-раз таки и впал в вещизм. Он на эту шинель буквально молился. Зачем она была ему нужна? Чтобы бегать в свою бесполезную контору заниматься бессмысленным переписыванием бумажек.
А ведь был и у Акакиевича шанс изменить свою судьбу! Помните, как один директор решил поручить Башмачкину вместо переписывания составить отношение из готового дела? Но герой не смог справиться с этой простой задачей, а ведь возможно, что постепенно, со временем ему стали бы поручать более серьезные дела, потом подняли оклад, а в конце концов и в должности повысили? Здесь нужно понимать: ну не было у Башмачкина талантов к службе, точно так же, как у Карандышева не было паратовского умения охмурять глупых женщин. Вот за это - Акакия Акакиевича жалко. Но тогда надо было заняться чем-нибудь другим. Желательно, еще в молодости. Все эти несколько десятилетий Башмачкин просто профукал. И вот за это его точно нет смысла жалеть.
Вернемся к шинели. У Башмачкина было 40 рублей. Требовалось 80. Начальник выписал ему к празднику 60, часть денег пришлось потратить, но в общем, Акакиевич скопил необходимую сумму за 2 - 3 месяца. Иными словами, еще 4 - 6 месяцев - и у Башмачкина бы появилась новая шинель. Да, трудно. Да, пришлось бы померзнуть. Чиновнику не хватило ума понять, что никогда преступников не поймают и нужно направить энергию в какое-нибудь другое русло. Вместо бессмысленной беготни по "значительным лицам" следовало как можно скорее заняться решением насущной проблемы - где и как достать новую шинель. Вспомните животных из "Скотного двора", которым разрушили мельницу. Башмачкин оказался в шоке не потому, что ему нечего было носить. А потому что вещь стала для него чем-то одушевленным, не средством прикрыть свое тело, чтобы продолжить таскаться на бессмысленную работу, а некой абстрактной целью, которую он вот достиг, а у него - какой ужас - отобрали! Неужели ни у кого из вас не угоняли машину, которая была бы не застрахована? Но вот - вы живы и читаете Дзен. В этом ваше отличие от Башмачкина.
Если бы его целью была любовь к женщине (Карандышев), или поиск истины (Саня Григорьев), или например спасение кого-нибудь (лорд Гленарван) - это было бы понятно. Но целью жизни стала самая обыкновенная вещь, не как средство, а как некий одушевленный предмет.
Акакаия очень жалко из-за того, что он был жалок и ничтожен, как человек. Увы, но это горькая правда. Жалкий Карандышев продолжал ухаживать за Ларисой и научился стрелять из пистолета. Недотепа Новосельцев сумел собрать волю в кулак и завоевать свою начальницу. Иван Федорович Афонин стиснул зубы, взял себя в руки и наказал насильников внучки. Чуть позже то же самое сделал Якут с убийцами дочери. Вот она - настоящая МЕСТЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА! Ничего этого Башмачкин не сумел. Сдался, побежал плакать в подушку, простудился и умер.
Но если бы после кражи шинели у него хватило мужества и моральных сил продолжить бороться - был бы жив-здоров и через некоторое время у него снова оказалась шинель. И даже коллеги по работе посочувствовали, собрали немного денег и готовы были помогать. Можно было бы еще что-нибудь придумать. Башмачкин ведь снимал жилье - стало быть, мог поискать поближе к работе, чтобы не так мерзнуть в своем "капоте". Увы. Чиновник оказался слабым человеком, а любовь к вещи его в конце концов и погубила.
Жалко - безусловно. Но совершенно не так, как Карандышева. Или вот если бы например лорда Гленарвана сотоварищи все-таки умяли бы в Новой Зеландии "злые дикари" - путешественников да, было бы реально ЖАЛКО по-настоящему - хотели спасти капитана Гранта, но не сумели.....
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!