И, кстати, эта картина номинируется на «Оскар»-2023 от Индии как лучший зарубежный фильм. Он медитативный, неспешный и про невероятную любовь к кино, столь понятную всем киноманам.
Фильм начинается с эпиграфа-благодарности всем, кто освещал наш путь, начиная от братьев Люмьер и заканчивая Тарковским. Впрочем, нет, не заканчивая — в эпилоге перечисление великих режиссеров и актеров будет продолжено.
А между эпиграфом и эпилогом — история мальчишки по имени Самай, живущего на захолустном полустанке, где проходят такие медленные поезда, что пассажиры успевают выпить чаю, пока поезд тянется мимо станции.
Самай как раз и разносит этот чай, а его отец чай готовит. Поездка в кино для Самая и его семьи событие — мальчику 9 лет, и в кинотеатр его берут второй раз в жизни. Да и то потому, что фильм на религиозную тему.
Маленький мечтатель Самай любит преображать мир, разглядывая окружающую роскошную природу и более чем скромный быт сквозь цветные стекла. В кинотеатре он смотрит не столько на экран, сколько на волшебный луч, из которого рождается чудо.
Идея проникнуть в тайны создания этого чуда — кинофильма — поглощает Самая настолько, что он готов утаивать мелочь от продажи чая или голодать, лишь бы попасть на киносеанс. А потом он сам начинает «ловить свет», продумывать мизансцены и озвучку. И вместе с мальчишками устраивает в деревушке самопальный кинотеатр, где вместо экрана — старая простыня, а за звуковые эффекты, включая пение, отвечает ватага подростков, который Самай заразил своей страстью. Но для жителей и это кино — волшебство, трогающее до слез.
И мы снова видим окружающий мир преображенным, но уже не сквозь разноцветные стекла, а через фантазию мальчика.
Мы видим провинциальную Индию, где много изумрудной зелени и лазурного неба. А индийская кухня! Когда мать Самая священнодействует над очередным блюдом из бамии, перца, зелени и приправ, не покидает ощущение, что ощущаешь рядом все эти дразнящие ароматы. Возможно, это воспоминания режиссера о собственном детстве в глухой провинции, где по деревне стайкой носятся босоногие мальчишки, словно юные львята в лучах золотого солнца.
Но есть еще одна Индия, в которую невозможно не влюбиться — танцующая и поющая, она на киноэкране, ведь Самай находит возможность проникать в кинотеатр.
Это фильм-воспоминание о детстве, когда трава была зеленее (в фильме она максимально зеленая). О том, как иногда встреча с прекрасным накрывает с головой, и не отпускает. Фильм о встрече с мечтой, к которой нужно идти вопреки всему, если она - про настоящее. А кино — настоящее, в этом убежден режиссер Пан Налин.
«Однажды в кино» — это драма взросления, причем не только Самая, но его отца, бедного брамина, считающего кино «грязной работой», а браминам такое не подобает. Но и он в итоге приходит к пониманию, что на самом деле в Индии 21 века две касты — кто знает английский язык и кто его не знает.
И кроме того, это драма неизбежного наступления прогресса — он приходит на полустанок, где инвестор запускает скоростную дорогу с электричками, и киоск с чаем уже не нужен — электрички будут проноситься мимо. Прогресс приходит и в кинотеатр, и бобины с пленкой прямо на глазах Самая становятся вчерашним днем. Но магия никуда не исчезает.
Красивая сказка о любви к кино, с хорошим сценарием, запоминающимся визуалом и отличной актерской работой юного артиста Бхавина Рабари, оставляет очень приятое послевкусие и не может не понравиться киноманам.
Как думаете, есть у этого фильма шанс получить "Оскар"?
Об иранском фильме с сильным этнографическим фоном я писала здесь: