Рахим несется за уходящим автобусом, но не успевает и в отчаянии машет рукой. Его отпустили на выходные из «долговой тюрьмы», где он отбывает срок. Так начинается социально-психологическая драма «Герой» (2021) иранского дважды оскароносного режиссера Асгара Фархади. (Читать осторожно, содержит спойлеры).
Парень, которому не повезло
Судя по отрытой приятной улыбке молодого человека, а также по тому, с какой сердечностью встречают Рахима (Амир Джадиди) дома сестра и племянники, понятно, что он хороший, в общем-то, человек, которому слегка не повезло. Набрал займов, не сумел распорядиться деньгами и задолжал еще больше.
Ситуация, в общем-то и для российских реалий не новая, разве что у нас долговых тюрем нет.
Но если найти денег и вернуть долг, то Рахима освободят, тем более что на воле его ждет сын от первого брака и любимая девушка. И судьба в этот миг словно слышит Рахима, и подбрасывает его девушке находку — сумку, в которой обнаруживаются золотые монеты, как раз половина суммы долга.
Конечно, «сладкая парочка» тут же несет монеты в обменник, но курс на золото упал, и они решают подождать хотя бы до завтра, ведь должника отпустили на побывку на целых два дня.
Но и на следующий день курс на золото не растет. Муж сестры, пообещавший Рахиму добавить денег на выплату долга, обнаруживает, что у него внезапно закончилась чековая книжка. А кредитор настолько зол на должника (к тому же непутевого бывшего зятя, бросившего его дочь), что не соглашается на часть денег и требует все сразу.
Как стать героем
Рахиму, между тем, пора возвращаться в тюрьму. И с отчаяния он решает сделать добро — вернуть сумку с монетами потерявшей ее хозяйке.
В итоге он становится героем — тюремное начальство, чтобы отвлечь прессу от случая с суицидом одного из заключенных, приглашает журналистов, чтобы сняли сюжет о благородном поступке Рахима. Благотворительная организация, понимая, что на таком громком деле она хорошо «попиарится», готова собирать деньги для честного доброго парня, чтобы он выплатил долг и освободился. Рахиму дают отпуск в тюрьме, его нарасхват зовут на телешоу, ведь он — герой.
Но в соцсети тем временем просачиваются намеки на нестыковки в рассказе Рахима. В сеть также попадает видео, где он пытается побить своего кредитора.
И, наконец, во всеуслышание звучит главный вопрос: а где та женщина, которой он вернул ее пропажу? Была ли она? А может, он все придумал? И герой, вознесенный на волне хайпа, той же волной беспощадно низвергается ниц. Прыжок из героя в антигероя молниеносен.
Откуда выискались нестыковки в истории Рахима? Из деликатных умолчаний и мелкого вранья во благо со стороны абсолютно всех участников истории. Все персонажи постоянно встают перед выбором — что сказать, чтобы не навредить себе, близким, чтобы не усугубить ситуацию? Ведь скелеты в шкафу есть у всех. В итоге недомолвки и фрагменты полуправды, сцепляясь между собой, нарастают, как снежный ком, и заводят историю в полный тупик.
Лукавят все
Мое знакомство с иранским режиссером Асгаром Фархади началось с фильма «Развод Надера и Симин» (2011), где поднималась та же тема — лукавили все участники истории, кроме старика с Альцгеймером, неспособного говорить, и страдающей от развода родителей девочки — она одинаково любила мать и отца и не могла выбрать, в чью сторону направить защитную ложь.
Каждый из участников истории пытался выгадать свой интерес, и это лукавство симпатичных поначалу (да и потом, в общем-то) людей завело их в чудовищные и трагические хитросплетения разборок, из которых, к сожалению, уже не было пути назад.
В «Герое» эта тема оказалась усилена влиянием публичности на частную жизнь человека, ведь желание выглядеть в глазах публики лучше тоже заставляет слегка приукрашивать действительность.
Из поколения в поколение
В фильмах Фархади заняты дети, в «Герое» их сразу трое — это сын Рахима и два его племянника. Дети иллюстрируют наступление цифровой эры, они постоянно сидят в телефонах или планшетах. И то, чему учат детей родители — это те же самые утайки, недомолвки, полуправда.
Сестра Рахима Мали сердится на дочь, сказавшую дяде, что его сын подрался в школе — мол, у дяди и так проблем хватает. Рахим репетирует с сыном речь, которую тот должен сказать на телешоу и тоже наставляет его, как выразить мысль, чтобы не сболтнуть лишнего.
Происходит трансляция модели «жизни во лжи» следующим поколениям, которые впитывают ее, как губка.
Но является ли эта модель рабочей? В финале фильма мы снова видим автобус, отходящий от долговой тюрьмы, на который Рахим смотрит из этого здания сквозь раскрытую дверь. Но когда ему теперь удастся сесть в него — мы не знаем. Потому что Рахим, побывав вип-персоной и искупавшись в славе и почете, но так и не решив своих проблем, снова возвращается в тюремную камеру.
Маленький бонус для тех, кто дочитал до конца
Но не про кино, а про режиссера.
Недавно (в начале апреля) в СМИ появилась информация, что иранский суд признал Асгара Фархади виновным в плагиате. По вердикту суда, идею фильма «Герой» Фархади позаимствовал у своей бывшей студентки Азаде Масихзаде, снявшей документальную ленту «Все победители, все проигравшие».
Асгар Фархади признан судом виновным в нарушении авторских прав. Предполагается, что все доходы от ленты он должен будет передать Масихзаде.
Наказание еще не назначено, не исключено, что режиссеру будет присужден тюремный срок.
Режиссер, своим фильмом поставивший диагноз обществу, оказался плотью от плоти своего «Героя». Невероятно, но жизнь порой подкидывает сюжеты, которые интереснее любого кино.
Согласны?
Фото с сайта Кино-Театр.ру
#герой #асгар фархади #кино #кино круглый год