Найти тему
Kinoryba

The Collectors – The Collectors (1968)

Достаточно известная группа из Канады, выпустившая в конце шестидесятых два альбома и записавшая пару саундтрэков, не прогремевшая радиохитами, но игравшая музыку ослепительной красоты и вообще ни на кого не похожую. Описать ее словами практически невозможно. Обычное дело – сравнивать новую музыку с чем-то уже известным, искать аналоги, похожести, определять стиль – хард-рок, джаз-рок, биг-бит и так далее. The Collectorsя не могу описывать методом сравнения. Здесь можно услышать и Pink Floyd, и Van Der Graaf, и британский фолк и американский рок, английскую психеделию и флейту Jethro Tull, но при этом группа не похожа ни на что из вышеперечисленного. Основная непохожесть – это то, что музыка The Collectors вызывает совершенно новые ощущения, не такие, какие обычно приходят при прослушивании пластинки – любой. По крайней мере, так это звучит для меня. Любой альбом – это играющая группа, оборудование, гитары, барабаны, другие инструменты, лица музыкантов, из голоса, это записанный в студии концерт – с тем или иным количеством добавлений, наложений, обработок и так далее. Здесь же не видно группы, здесь музыка как такая, как часть сознания слушателя, которое раскрывается и показывает неожиданный сегмент, прежде невидимый и неосознанный. Но – это не абстрактная психеделия и не спеэйс-рок, это совершенно конкретные песни с, в общем, традиционным мелодическим и гармоническим построениями. Это еще одно доказательство того, что возможности и глубины музыки безграничны – в ней всегда можно сделать что-то новое – и делать это бесконечно, даже не уходя в этнику и не занимаясь раскопками древних забытых мелодий и построений. Висящая на одной ноте What Is Love – раскрывающаяся с появлением второго аккорда, далекий орган – не значит «тихий» - он просто далекий – и переплетение голосов, поющих не в микрофон, а прямо внутри черепной коробки слушателя. Гитарные аккорды уплотняются, приближаются – вместе с взлетающим в космос ведущим голосом и бэками, песня плывет, летит, не усложняясь в гармонии – любые добавленные аккорды были бы лишними. Моторная ритм-гитара и флейта в She(Wil-O-The-Wind) – и сверху опять проникающие в сознание, в мозг и в тело голоса, ведущие свободную, развивающуюся, неуловимую мелодию, как будто импровизирующие, но точно прописанные. Размер песни меняется, но неуловимо, фактура, настроение остаются теми же, все и мощно и прозрачно, легко и проникающе. Howard Christman’s Older – нарастающий электрический гул обрывается в нежную фолковую мелодию без намека на стилизацию древностей и архивной пыли высохшей нотной бумаги. Песня набирает электрическую мощь и меняет форму – тоже, кажется, совершенно произвольно – в риффовые гитарные ходы, гитарное соло – сверху же все тот же голос менестреля – мужественный и чистый. Lydia Purple начинается как чистый гитарный фолк и гуляющие небесные голоса превращают простую по началу песню в волшебную ораторию. One Act Play cнатяжкой можно сравнить с лучшими песнями ранних The Moody Blues, только она еще более симфонична, хотя и прозрачней в аранжировке, лаконичней в инструментальном наполнении. Один минус – это пояснение в названии девятнадцатиминутной What Love (Suite) – и без скобок ясно, что это сюита – причем, одна из сильнейших вещей, сделанных в так называемом «прог-роке» - и она осталась сейчас практически незамеченной и необсуждаемой. А зря. Это реальный шедевр и сравнивать его не с чем – это отдельная вещь, штучная, никак не тиражная. Музыкальное давление, создающееся не громкостью и жесткими тембрами, а драматизмом голоса и настроением – орган, гитара, на одном, потом на двух аккордах – но завораживает и «вклеивает» в музыку – не оторваться. Появляются ударные – песня кристаллизуется в ритмической структуре, гармония расширяется и начинается путешествие – с флейтами, саксофоном и студийными аналоговыми приемчиками из арсенала The Beatles – никаких синтезаторных костылей – все живьем и пальцами. Взрывы атональных аккордов органа, мощь хорошего хард-рока - и снова паузы, лирические фрагменты, отдаленно напоминающие Pink Floyd времен Meddle, только теплее и человечнее. Меняющиеся размеры не делят песню на части, все монолитно, естественно, без дерготни, но все непрерывно развивается, меняется, переливается, все неожиданно – как металлическая гитара, вонзившаяся посреди пространного гипнотизирующего куплета, неожиданно ставший бешеным темп, охрипший голос заоравшего вокалиста, адский рок, снова ухнувший в глубины подводного мира музыки The Collectors – и пронзительное саксофонное соло, по сравнению с которым грубыми кажутся и Pink Floyd и Camel. Еще одна великая и практически неизвестная пластинка великой и почти забытой группы.