Найти в Дзене

Эволюция переплета. Как книжный переплет превратился в обложку

Сегодняшний переплет, помимо защитных свойств, должен быть информативен. Указывать название, автора, быть художественно оформленным. Печатные технологии позволяют это сделать без проблем. Сегодня переплет это маркетинговый объект. От обложки зависит — купит ли покупатель книгу. Обложка должна заинтересовать и подвести покупателя к кассе.

Оклад старинного переплета
Оклад старинного переплета

Когда-то книга не была массовой, переплет не нес маркетинговой нагрузки. Почти до середины 19-го века сам владелец решал, какой у любимой книги будет переплет. В середине 19-го века появился так называемый издательский переплет. Это когда книга из издательства выходила уже в обложке.

Владельческий переплет, конечно, нес защитные функции, но, несомненно, показывал статус владельца. Книги переплетали в дорогие кожи, украшали окладами, драгоценными камнями, застежками, жуковинами, использовали дорогие ткани и бумаги на форзацы. Украшали золотым тиснением.

-2

Иногда любовь к чрезмерно богато украшенным книгам затмевала суть книги.

Но мы также знаем, что ранние книги несли священные тексты, писались от руки и украшались миниатюрами. И отношение к книге было как к священному объекту, передающему сакральные знания. Написание книги было долгим и занимало немало времени.

Превращение переплета из инкрустированного драгоценными камнями в типографскую обложку заняло много сотен лет.

И переплеты тоже были не одинаковы, в разные времена и в разных культурах были свои технологии их изготовления.

Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.

Самые ранние, которые мы знаем в форме кодекса, это коптские переплеты( 4 в.в н.э.), эфиопские переплеты, переплеты каролингского и оттоновского возрождения, греческие, византийские переплеты, готические, романские и т.д.

Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Эфиопский переплет. Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Эфиопский переплет. Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.

Почему-то в Википедии а-ля эфиопский переплет обозвали коптским. Не всегда можно верить этому источнику.

 Эфиопский переплет, который под названием коптский. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.a2c5dd9c-63655e66-0adb08bb-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Coptic_binding
Эфиопский переплет, который под названием коптский. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.a2c5dd9c-63655e66-0adb08bb-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Coptic_binding

И все это разные переплеты, так как имеют конструктивные и технологические различия — от сшивания блоков и крепления блока к крышкам, до выбора кож, украшения форзацев и обрезов .

Византийский переплет. Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
Византийский переплет. Иллюстрация из книги д-р искусствоведения, профессора И.П. Мокрецовой.
-9

Древнерусские переплетчики изначально(11-12 вв.) пользовались византийской конструкцией переплета. В 13 веке обратились к технологиям западного и греческого переплета.

И, конечно, реставратор книг должен разбираться в этих тонкостях в совершенстве. Даже если он и не будет заниматься средневековыми переплетами, которые мы упомянули выше .
Готический переплет . Миниатюра из книги Хроники Генегау. XV вв.
Готический переплет . Миниатюра из книги Хроники Генегау. XV вв.

К сожалению, сегодня можно услышать, что учиться на реставратора не надо, достаточно базовый уровень ПТУ или вообще просто прийти с улицы — и можно подклеивать и подмазывать любые раритеты, в ходе работы чему-нибудь научиться.

Сегодняшний потребитель реставрации сталкивается с этой проблемой постоянно. Любой мелкий бытовой ремонт книг называют реставрацией — это не лирическое отступление.

С изобретением господином Гуттенбергом печатного пресса с подвижными литерами, который он переделал из пресса для отжима винограда, произошла революция в книгоиздании.

Так как книги стали печататься быстрее. За последующие сто лет, после полезного изобретения Гуттенберга, сотни напечатанных книг превратились в миллионы. И многие книги перестали богато украшать.

Обычная книга XVI-XIX век
Обычная книга XVI-XIX век

С XVI - го века появились книги небольшого формата, без застежек и окладов с картонными сторонками. Это прорыв, это уже фактически книга, которую мы привыкли видеть сегодня. Она меньше, она легче, а, значит, любимую книгу запросто можно носить с собой, отнюдь не маловажно.

Украшение  книги старинного католического часослова. Книга хранится в фондах ГТГ. Увидеть эту красоту могут единицы.
Украшение книги старинного католического часослова. Книга хранится в фондах ГТГ. Увидеть эту красоту могут единицы.

Теперь «украшение книги» зависело от состоятельности владельца. Только владелец решал — как будет украшен переплет его книги.

Во владельческом переплете книга просуществовал почти до середины 19 века. В середине века появились красивые тканевые и полукожаные издательские переплеты. Которые, по сути, и есть типографские обложки.

Книга в тканевом издательском переплете 1866 год. https://www.litfund.ru/auction/204/51/
Книга в тканевом издательском переплете 1866 год. https://www.litfund.ru/auction/204/51/

Индустриализация упростила сам процесс создания переплета. Теперь книги и печатались, и сразу одевались в переплет.

К концу 19-го века типографский переплет фактически вытеснил ручной переплет. Он остался только в маленьких мастерских.

Так же появилась немаловажная часть переплета — такая как «суперобложка». О её эволюции мы писали отдельную статью (ссылка в конце)

Издатели быстро поняли, что «картинка» продается и воспользовались этим в полной мере.

Начало 20-го века прекрасная эпоха иллюстраторов. Очень многие талантливые художники оставили свой след в оформлении обложек. Книга продолжила свое существование в твердом тканевом или бумажном с тканевым корешком переплете, собранном в типографии.

Обложка книги 1933 год. Художник Эль Лисицкий.
Обложка книги 1933 год. Художник Эль Лисицкий.

Если Вы любите книги так же как любим их мы — подписывайтесь на наш канал!

Суперобложка ! Как один лист может изменить цену книги в разы

Реставрация книг Rеставрация-R.