Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 5."Уходи из нашего класса!"

После районной олимпиады по математике, которая закончилась приблизительно в 19 часов, надо было ещё добраться до дома в темноте, поужинать и сделать уроки. Аня всё успела, но на следующий день получила "тройку" по математике. Это Алла Викторовна поставила! Она сказала Ане, что та неправильно оформила эту задачу, потому что вчера не была на её уроке. Аня действительно не была на её уроке в день олимпиады. Я сама устроила ей отгул, чтобы она хорошо выспалась и поела перед олимпиадой.

Я знала, как действуют учителя. После шестого урока они просто забирают голодных детей и везут на олимпиаду. Обедать нет времени, иначе можно опоздать. Конечно, дети могут взять с собой шоколадки, булочки и сок с соломинкой или бутылочку с водой, но этого же недостаточно для тех, кто последний раз ел тёплую пищу в полвосьмого утра. А олимпиада заканчивалась в 19 часов. Поэтому я совсем не стыдилась того, что не отправила в этот день Аню в школу. Ведь школе нужны хорошие результаты на олимпиаде! От этого зависит рейтинг школы. И Аня этот рейтинг им создаёт, иногда пропуская обычные уроки. Кстати, другие учителя относились к этому с пониманием. Сами отпускали по заявлению родителей. Но только не Алла Викторовна! Аня своим трудом добывала грамоты по математике, за которые Алле Викторовне добавляли деньги к зарплате, а Алла Викторовна ставила Ане "три" в журнал за неправильно оформленную задачу. Мстила, что ли?

Я вообще не могла понять, почему у Аллы Викторовны возникла такая агрессия на Аню. Ведь у неё совсем не было никакой мотивации. Ни я, ни Аня её не обижали, жалобы не писали, конфликтов не было, Аня училась отлично. И отношения у них сначала были хорошие. А потом Аллу Викторовну как будто подменили. Неужели девчонки что-то наплели? Но Алла Викторовна - взрослый человек, она уже давно работает в школе. Неужели она повелась на это? Она должна была знать, что у отличников бывает конкуренция! Стоп! А вдруг что-то наговорили на Аню не дети, а взрослые? Такое тоже может быть! Акулина Карповна? Нет, она вся в себе. Мне она не нравилась, но конфликта у нас с ней не было. Елена Николаевна (учитель физики и классный руководитель)? Она, конечно, с характером, строгая, но Ане она всегда ставила "пятёрки". Строгость Елены Николаевны состояла в том, что она большое значение придавала дисциплине. Она не любила, когда ученики опаздывают на урок или когда на уроке занимаются посторонними делами. Она требовала, чтобы на занятии все работали и не отвлекались. Но Елена Николаевна не занижала оценки никому! Тогда что происходит? Почему Алла Викторовна проявляет такую агрессию, притом к ученице, которая любит её предмет и делает в нём успехи? Может быть, у неё свой ребёнок плохо учится? Она завидует? Но нет! У неё есть дочь на два года младше Ани, она учится в этой же школе и тоже отличница. Я ничего не понимала! У Аллы Викторовны не было никакого мотива травить Аню.

Дальше - больше! Травить Аню стали не только отличницы, но и многие другие ребята из класса. Аня сидела за последней партой одна, потому что никто не хотел сидеть с ней рядом. Ребята не дружили с ней, только насмехались. И это заметили учителя. На уроке технологии, где изучали кулинарию, учительница предложила девочкам в конце четверти устроить праздник и самостоятельно приготовить праздничные блюда. Стали формировать команды из учениц. Аня оказалась лишней. В классе было тринадцать девочек, они разделились на три команды по четыре девочки, а Аню никто не хотел брать в свою команду. Учительница просила взять Аню хотя бы в какую-нибудь команду пятой, но все девочки категорически отказывались. (Тут учительнице бы приказать, сказать голосом, не терпящим возражений: "Аня пойдёт в третью команду и точка!" - но нет. Учительница начала уговаривать девочек, выяснять причины, почему Аню не берут). А девочки рады стараться!

- Пусть она уходит из нашего класса! - сказала одна девочка.

И все остальные её бурно поддержали:

- Да, пусть она уходит из нашего класса! Никто с ней не будет сидеть за одним столом!

Прозвенел звонок, и девочки радостно ушли на перемену. Учительница попросила Аню остаться.

- За что они тебя так? - спросила она.

- Не знаю, - ответила Аня.

Учительница помотала головой.

- Как ты можешь так жить? - сказала она.

Через некоторое время ту же самую фразу - "Как ты можешь так жить?" - произнесла ещё одна учительница, когда Аня решила поговорить с ней. Это была добродушная учительница, которая преподавала химию. Она была очень разговорчивой. Когда Аня рассказала ей, как относится к ней класс, она всплеснула руками:

- И как ты можешь так жить?

***

Прошло уже много лет, а я всё ещё думаю, с какой целью учителя говорили эту фразу. Чего они хотели добиться? Или это было якобы сочувствие? Странное сочувствие!

***

Конечно, в настоящее время все родители уже знают, что это называется "буллинг" и надо действовать по схеме, которая есть везде, в том числе и на сайтах школ (в конце статьи она прилагается). Но я тогда даже не знала, что в таких случаях надо обращаться к классному руководителю. Да и самое интересное, что наша Елена Николаевна-то не знала, что творит её класс на чужих уроках. У неё на уроке ученики вели себя идеально. Елена Николаевна была хорошим специалистом в своём предмете, но она избегала общения с другими учителями и поэтому ничего не знала. А другие учителя не жаловались на этот "элитный" класс, потому что дети на уроках вели себя хорошо, активно отвечали, у всех было сделанным домашнее задание. Чего ещё надо учителям?

Продолжение:

-2
-3