У этого фильма, который вышел на экраны Китая в феврале 2022 года, несколько названий, и в каждой версии скрыт свой смысл. Так что при сопоставлении с содержанием самого фильма получается объемная картинка, переливающаяся смысловыми оттенками. Люблю такое. Поэтому решила все же написать отзыв об этой картине, несмотря на тот печальный факт, что доступна она только с английскими субтитрами, на платформе Bilibili или на YouTube (здесь качество хуже). Русского перевода нет. Но это не значит, что его никогда не будет... А может быть, кто-то из моих подписчиков по-английски читает... В общем, страница фильма есть на Doramatv.live (хотя доступного файла с фильмом нет), и там он называется "Четыре моря".
Но я так поняла, что это не точный перевод, поскольку иероглиф 海 переводится не как "море", а как "океан". Разница есть, правда ведь? Хотя бы в размерах. Далее, в сочетании с иероглифом 四 ("четыре") мы получаем устойчивое выражение 四海 - "весь мир"! Согласитесь, четыре моря - это далеко не весь мир, а вот четыре океана - совсем другое дело. То есть китаец поймет название фильма как "Весь мир". Но это еще не все. Другой смысловой пласт вносит англоязычная версия названия: "Only fools rush in". Это довольно популярная английская поговорка, и ее смысл примерно в том, что спешат (или действуют необдуманно) только дураки. Вроде нашей "Поспешишь - людей насмешишь". Есть еще такой любопытный нюанс: это строчка из популярной композиции Элвиса Пресли "Can't Help Falling in Love", что как бы намекает на романтические мотивы. И романтика в фильме есть, а как же. Но не сладкая первая любовь дерзкого красавчика и школьной красавицы. Это совершенно не ромком.
Хотя по жанру фильм близок-таки к комедии, но только первая его половина. Вторая уже совсем не смешная. "Начать за здравие - кончить за упокой" - это, как я замечаю, типичная сценарная формула современных китайских фильмов и нередко даже сериалов, особенно тех, у которых среди жанров числится комедия. Но чем больше смотришь, тем больше к этому привыкаешь. А вообще этот фильм можно назвать и семейной драмой, и что там еще в жанрах... Приключения? Ну так, с натяжкой. По-моему, это ярко выраженное авторское кино, хотя и рассчитанное на широкий экран.
Режиссер Хань Хань снял какую-то очень личную, ностальгическую историю о юности и взрослении, преодолении трудностей и непростых моментах выбора. И все это приправлено таким типично китайским странным недоюмором. Некоторые сцены вызывают скорее недоумение, чем смех: например, водитель подъезжает с одной стороны дороги, а пассажир стоит с другой. Там сплошная разделительная линия и перехода нет. И никто из них не хочет нарушать правила, и так они стоят до вечера, пока водитель не находит, где развернуться.
Вообще, за юмор там отвечают папа главного героя и отчасти лидер нелегальной команды мотоциклистов. Впрочем, тут у меня двойственное чувство. Он как бы забавный крендель, но в том, что с ним происходит, забавного мало. Китайцы такие китайцы! А сам главный герой - персонаж слегка идеализированный: такой романтичный и кристально честный. Он говорит, что не хочет быть похожим на своего папашу, который смылся в большой город, бросив на сына больную бабушку, и живет какими-то сомнительными подработками. В общем-то, отец и сын - полные противоположности, и вопреки избитым клише, трогательного воссоединения у них не происходит.
Но лучше по порядку. Итак, герой, 20-летний паренек по имени У Жэньяо, живет в небольшом городке у моря зарабатывает тем, что выполняет рискованные трюки на мотоцикле. Ему нравится девушка-официантка. Пытаясь с ней сблизиться, он заодно знакомится и с ее старшим братом - он как раз лидер команды. Он берет Жэньяо в свою команду, и вскоре выясняется, что парень - очень талантливый мотоциклист (он заменяет лидера, который сломал ногу при столкновении с его непутевым папашей). Потом неугомонный старший брат открывает ночной клуб. Казалось бы, дела налаживаются, как вдруг... подкрадывается всем известная полярная лисичка. А это еще далеко не конец.
В результате всего этого девушка оказывается по уши в долгах и наедине со своими проблемами. Единственный, кто хочет ей помочь, - это влюбленный в нее Жэньяо. Вместе они едут в большой город за помощью, но помощи им никто не предлагает. Но уникальные навыки паренька помогают ему вскоре найти работу. А вот у девушки таких навыков нет, и ей непросто приходится. Но она гордая и независимая, она не принимает помощь героя, так что они временно расстаются, хотя продолжают общаться по телефону. Такие вот отношения на расстоянии. Жэньяо получает предложение выполнить головокружительный трюк за очень приличные деньги. Он не сразу соглашается, так как дело не совсем честное, но деньги-то ему очень нужны. В общем, он этот трюк выполняет, но... Финал, в общем, - совершенный артхаус. Понимай, как хочешь. Можно понять так, что ребята расстались - и в итоге парень возвращается домой один... К тому, от чего уехал. Это самый оптимистичный вариант. А возможно, прибегает очередной песец - и тут еще пара вариантов, разной степени мрачности. Не знаю, что и выбрать. Зависит, наверное, от настроения зрителя.
Соответственно, сформулировать словами общий смысл этого кино я тоже затрудняюсь. Слишком много разных факторов, включая множественные названия. Возможно, "весь мир" относится к тому факту, что герой впервые выехал из своего глухого уголка, мира-то он, по сути, и не видел - однако в итоге открыл целый мир внутри себя... А насчет спешки и необдуманности - ну, если учитывать контекст (песня про любовь), может быть, это связано с влюбленностью героя, с его романтической натурой - он, кстати, там все время вспоминает еще одну романтическую песню, уже китайскую, она как раз про любовь мотоциклиста, и он считает, что песня написана прямо про него. Но это все разрозненные моменты, а какой-то единой идеи я найти не могу. Может быть, ее там и нет. Может быть, смысл фильма в том, чтобы просто смотреть, сопереживать герою, удивляться нестандартным сюжетным поворотам (а их там немало) и в итоге - несмотря ни на что - получить ощущение приятно и с пользой проведенного времени. Потому что при всех странностях это хорошее кино. С небанальным сценарием, хорошей работой режиссера и оператора и, конечно же, с замечательными актерами.
Я же почему заинтересовалась-то этим фильмом: в нем представлено такое созвездие шикарных актеров, что это прямо не кино, а звездное небо какое-то! В главной роли - молодая звезда большого экрана Лю Хаожань. Несмотря на его юный возраст (1997 г.р.), на его счету уже 27 фильмов (из них 6 еще не вышли) и 7 сериалов. Многие фильмы с его участием собирали рекордную кассу, например, франшиза "Детектив из Чайнатауна". Из сериалов его самый известный - "Новоландия: Знамя орла". В общем, где попало этот малыш не снимается.
Но я хотела увидеть не столько его, сколько других шикарных актеров, которые здесь на вторых ролях. Один из них - Инь Чжэн, которого я помню по сериалу "Зимняя бегония", как же он там был великолепен!!! Здесь, кстати, у него сравнительно большая роль. И он опять неописуемо великолепен. В роли эксцентричного длинноволосого байкера - просто огонь! Ему идеально удаются нестандартные, яркие персонажи. Есть здесь, кстати, и его партнер по "Зимней бегонии", Хуан Сяомин, но вот его роль, к сожалению, совсем маленькая. Даже странно как-то: как актер такого уровня согласился на почти эпизодическую роль? Но его уникальная харизма при нем, пусть 5 минут, но полюбоваться можно.
Довольно большая роль у Шэнь Тэна - здесь он играет отца героя, вроде бы непутевого и беспринципного типа, но почему-то весьма харизматичного. Он приветствует сына на причале примерно как Тарас Бульба: "А поворотись-ка, сынку! Экий ты смешной какой!" (ну, он просит его встать и удивляется, как он вырос, но смысл примерно тот же😀). Он выдумывает истории про хорошую работу и выгодные заказы, которые оказываются полным враньем. Берет у сына мотоцикл и тут же попадает в аварию. Он кажется куда большим ребенком, чем серьезный и добросовестный Жэньяо.
Сын терпит его с философской стойкостью. И, хотя часто заявляет, что не хочет быть похожим на него, все же где-то в глубине души, видимо, его любит. Родителей ведь не выбирают. Правда жизни как она есть. Шэнь Тэн как-то по-особенному блистает в этой роли, вот тут, пожалуй, я его впервые оценила как актера.
Еще в фильме есть Фэн Шаофэн - и опять-таки, в эпизодической роли полицейского, который хочет прикрыть нелегальные гонки. Он пытается поймать героя, но это ему не удается. Зато герой спасает его от опасности. Но в целом я не поняла, какова функция этого персонажа, можно было и без него обойтись.
Ну и главная женская роль - она отдана совсем юной девочке по имени Лю Хаоцунь (2000 г.р.) Снималась она пока мало и только в полнометражках, но зато среди ее работ такие серьезные фильмы, как "Маленький красный цветок" Хань Яня и "Тупик" Чжан Имоу. Девочка хорошенькая, ничего не скажу. Играет вполне неплохо. Не кривляется. Впрочем, в полнометражном кино, тем более авторском, даже у китайцев кривляться не принято, не тот жанр.
В общем, "Четыре моря" (или "Only fools rush in" - если искать на Bilibili или YouTube) - хороший образец современного китайского авторского кино, в меру смешного, в меру серьезного, странного и эмоционально захватывающего. Кроме шуток, когда парень собирался выполнить свой трюк, у меня прямо пульс участился. А это со мной не то чтобы часто бывает. Иногда авторы нагнетают драму, но хочется сказать "не верю"! А вот в данном случае верю. Значит, фильм хороший. Будем надеяться, что когда-нибудь будет и перевод.
Может, кто-то все-таки посмотрел фильм - буду рада обсудить!