Разбираем преимущества ЕАЭС во главе с Россией перед ЕС.
Европейский Союз (European Union или EU) существует гораздо дольше Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в нём гораздо больше стран (27 против 5), больше жителей (453 млн. против 186 млн.), значительно выше ВВП (как его не мерь), более глубокая экономическая интеграция (в первую очередь, единая валюта для большинства стран).
Однако есть крайне немаловажные сферы, в которых ЕАЭС не только конкурирует с ЕС, но и значительно опережает его.
Рассмотрим их чуть подробнее.
Профицит внешней торговли
В обоих случаях рассчитывается разница между экспортом и импортом со странами, не входящими в оба объединения. Источник данных по Евразийскому Союзу – официальная статистика ЕАЭС, по Европейскому Союзу – Eurostat.
В 2020 году, профицит внешней торговли ЕАЭС составил $105 млрд., в то время как профицит ЕС - €215,8 млрд.
Однако, в 2021 году, ситуация серьёзно изменилась.
Прогнозируется, что по итогам 2022 года этот разрыв ещё более увеличится. Более того, в ЕС ожидается значительное отрицательное сальдо (за счёт роста цен на энергоресурсы и продовольствие) в то время как в ЕАЭС предполагается рекордный профицит (по той же причине).
В Евразийском Союзе локомотивом внешней торговли в 2021 году выступила Россия (профицит +$177 млрд.), далее следуют Казахстан (+$29,9 млрд.) и Беларусь (+$4,6 млрд.). Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса зафиксировали Кыргызстан (-$1 млрд.) и Армения (-$1,2 млрд.). Будем надеяться, что обе эти страны подтянутся к лидерам и в ближайшие годы хотя бы уравняют экспорт и импорт.
Производство энергии всех видов
По производству энергии Евразийский Союз в 2,8 раза превосходит ЕС. Самое главное, что в ЕАЭС значительный профицит энергии, в то время как Европейский Союз имеет существенное отрицательное сальдо и критически зависит от импорта энергоресурсов.
Более того, в связи с тем, что данные по производству энергии публикуются с большим запозданием, в статистику по Беларуси не попала вновь введенная Островецкая АЭС. То есть де-факто разрыв ещё больше.
Таким образом, Евразийский Экономический Союз обладает огромным потенциалом дальнейшего развития энергоёмких производств.
Площадь обрабатываемых земель
Наличие значительных площадей под сельскохозяйственные культуры это в первую очередь вопрос продовольственной безопасности каждого государства.
Несмотря на то что большая часть земли ЕАЭС лежит в зоне рискованного земледелия, по общей площади она более чем в 1,5 раза превосходит аналогичный показатель EU.
По посевам пшеницы, ячменя, ржи, овса, гречихи и сахарной свёклы Россия занимает первое место в мире.
Франция – безоговорочный мировой лидер по площадям льна, в то время как Польша первенствует по посевам тритикале. Испания располагает самыми обширными виноградниками.
Площадь лесов
По этому показателю Евразийский Союз многократно превзошёл ЕС в момент своего основания и никаких шансов исправить это положение у стран EU нет, даже если они засадят лесами 100% своих площадей.
Тем не менее это не умаляет глобального значения имеющегося массива живых лесов как гигантского очистителя воздуха и стража экологического баланса.
Кроме того, древесина необходима не только для производства строительных и отделочных материалов, бумаги, мебели, ткани, прочей продукции, но и для получения энергии (в отдельных европейских странах доля биотоплива весьма существенна).
О том, какие деревья составляют основу российских лесов, мы рассказывали здесь.
Перспективы расширения
Последнее присоединение к ЕС произошло в 2013 году. В настоящее время в статусе официальных кандидатов находится 7 стран с совершенно разными оценками возможности вступления.
Вхождению в EU пока не способствуют ни длительность пребывания кандидатом (рекордсмен – Турция, которая находится в этом положении 23 года), ни смена названия страны (как это сделала Северная Македония).
В ЕАЭС как таковых стран-кандидатов нет. Есть страны-наблюдатели (Молдавия, Узбекистан и Куба) и государства, входящие в зону свободной торговли ЕАЭС (Вьетнам, Сингапур и Сербия).
Интересно, что Молдавия и Сербия одновременно являются официальными кандидатами в ЕС.
В целом по бывшему соцлагерю и другим странам можно предположить, что многие государства ждут, чем закончатся глобальные экономические трансформации, перешедшие в острую стадию в 2022 году, чтобы затем примкнуть к более успешному объединению.
С другой стороны, тем странам, которые уже вошли в ЕАЭС, нужно думать не столько о количественном расширении, сколько о грамотном, качественном углублении интеграционных процессов. В первую очередь о создании единой валютной зоны.
Она может быть образована как на основе новой наднациональной валюты с благозвучным для всех названием (скажем, данг, алтын или талант), так и на основе валюты наиболее сильного государства ЕАЭС. Первый путь, на наш скромный взгляд, предпочтительнее.
Пока евразийские объединители в этом отношении далеко отстают от европейских. Надо догонять и перегонять.
Возможно, Вам также будет интересно:
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.