Найти в Дзене
ПроФэнтези

Крутые вещи в фэнтези, от которых на самом деле мало пользы

Оглавление

Фэнтези - это такой жанр, где полет мысли автора практически не ограничен. Можно придумать все, что угодно, главное - не забыть про обоснование. Сойдет даже универсальная ссылка на магию, пока работает элементарная логика. В сегодняшней статье - пять крутых, но очень нелогичных вещей из фэнтези. Поехали!)

Дракониды (арт www.dragonlance.fandom.com).
Дракониды (арт www.dragonlance.fandom.com).

1. Зазубренное оружие

Непременный атрибут любой армии Тьмы: от драконидов из "Саги о Копье" (М. Уэйс, Т. Хикмэн) до хаоситов из Вархаммера. Не спорю, выглядит круто и устрашающе. Вот только как использовать его на практике?

В реальном мире выбор в пользу относительно гладкого оружия - не случайность. У зазубренного меча больше шансов застрять в щите или теле противника. Режущие движения тоже под большим вопросом, по той же причине. Использование такого "оружия одного удара" просто приведет к тому, что следующего противника придется встречать голыми руками. Логично сделать зазубренными наконечники стрел или метательных копий, чтобы враг помучился, доставая их из раны.

Армия Темного Властелина (арт www.static.wikia.nocookie.net).
Армия Темного Властелина (арт www.static.wikia.nocookie.net).

2. Шипастые доспехи

Опять же: стильно, красиво, устрашающе. Темные Властелины и их подручные меряются друг с другом количеством шипов и вычурных загогулин. А насколько такая броня функциональна?

И вновь оружейники на Земле не случайно сделали выбор в пользу доспехов без шипастых выростов. По возможности гладкие, обтекаемые формы вызваны тем, что броня не только отбивает, но и отклоняет удары, позволяя оружию соскользнуть в сторону. Наоборот, шипы будут удары собирать. В сферическом шлеме риск того, что припечатают по голове, попросту ниже, чем в шлеме с рогами.

Более-менее оправданы шипастые доспехи в том случае, если воин использует их как оружие и готов принять на себя все риски. Так делает бригада "Веселых мясников" в цикле о Темном эльфе (Р. Сальваторе). Безбашенные дворфы в шипастой броне набрасываются на врага всем телом и шинкуют на кусочки, наплевав на свое здоровье.

Неубиваемая армия Безупречных из "Игры престолов" (арт www.peakpx.com).
Неубиваемая армия Безупречных из "Игры престолов" (арт www.peakpx.com).

3. Стотысячные армии

Я и сам люблю эпик, что в книгах, что в играх :) Здорово же, когда в концовке "наши" и "не наши" собираются, чтобы в грандиозном сражении выяснить, кто же все-таки круче. Главная проблема таких побоищ - снабжение (как частенько говорят, "профессионалы изучают логистику").

Солдаты хотят есть и пить (конечно, если это не продвинутые зомби из Империи Клешней, как у Ника Перумова). Поэтому когда трехсоттысячная армия в "Воине-пророке" (Р. Скотт Бэккер) идет через пустыню, толком не позаботившись о еде и воде, меня (как читателя) не удивляют и не трогают описания их мучений, растянутые на полкниги. Сами же и виноваты. И наоборот, когда для снабжения армии заклинатели производят зерно из буресвета, это добавляет реалистичности всему сюжету "Архива Буресвета" (Б. Сандерсон).

"Стоять! Стоять, кому говорю!" (арт www.wallpaper.mob.org).
"Стоять! Стоять, кому говорю!" (арт www.wallpaper.mob.org).

4. Натянутые луки

Часто персонажи натягивают луки и долго ждут, пока получат приказ стрелять. Или держат кого-то под прицелом натянутого лука во время разговора (как крутые ковбои в вестернах). Обычно такое встречается в фильмах. А как на самом деле?

Тут достаточно загуглить, что думают сами стрелки. Чем дольше держать лук натянутым, со стрелой на тетиве, тем больше устает лучник. Руки начинают дрожать, сложнее попасть в цель. И это даже с современными луками, у которых сила натяжения меньше средневековых. Если уж так нужно держать кого-то на прицеле в условно средневековом фэнтези, то логичнее использовать арбалет.

Волшебница (арт Aegils, www.deviantart.com).
Волшебница (арт Aegils, www.deviantart.com).

5. Неограниченная магия

Магию вообще сложно связать с земной реальностью :) Поэтому логичность нужно оценивать со скидкой на мир. Конечно, здорово читать о том, как герой побеждает своих врагов с помощью красочно описанных заклинаний. Без магии фэнтези уже не то. Но с другой стороны, становится скучно, когда волшебство решает все проблемы героя без последствий для него.

В финальной битве книги "Тысячекратная мысль" (Р. Скотт Бэккер) главному герою Келлхусу противостоят лучшие маги из могущественной школы кишаурим. До этого они практически без шансов вынесли другую школу - Багряных Шпилей. Недавно научившийся магии Келлхус появляется на поле боя и побеждает кишаурим. Колдовское сражение описано очень красочно (это один из лучших моментов трилогии "Князь пустоты"), но за Келлхуса даже не пришлось поволноваться. Было скучновато. Поэтому неограниченная магия - крутая, но все-таки вредная вещь 👇.

Upd: еще здесь был пример из "темного" фэнтези "Ментор черного паука" (Н. Малкина), но в комментах подсказали, что я неправильно прочитал этот эпизод.

Спасибо за внимание!👍 А какие нелогичности встречались в фэнтези вам? :)