Найти тему
Морская коллекция

Миноносцы. Крылатые «Циклоны» микадо. «Хаябуса»

Оглавление

Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел
– На самом гребне перевала.
Басё

Согласно первой послевоенной десятилетней морской программы 1896 года планировалось построить 16 миноносцев 1-го класса для Императорского флота. Формально японцы имели выбор между немецкой и французской школой миноносцев. Но «Циклон», удачная разработка верфи Нормана для французского флота, значительно выгоднее смотрелась на фоне немецкого коллеги и 15 из 16 миноносцев стали развитием французского прототипа.

Самыми крупными из новых японских миноносцев стали 15 кораблей французского типа «Циклон», на тот момент одного из лучших в мире. Они тоже были заказаны по послевоенной программе 1896 года и стали последними представителями этого класса в японском флоте.

Проект 150-тонного французского миноносца «Циклон» завода А. Нормана оказался настолько удачным, что корабли на его базе пополнили помимо французского (11 единиц) также российский (10 единиц) и японский (15 единиц) флоты. Увеличение водоизмещения Норман использовал в основном для увеличения мощности силовой установки.

Первые четыре миноносца были заказаны во Франции на гаврской верфи Нормана на базе улучшенного проекта «Циклона» и построены в 1899-1901 годах. В разобранном виде они добрались до Японии, где были собраны заново на верфи "Мицубиси". Миноносцы понравились японским адмиралам.

Японская версия "норманов" отличалась мощным торпедным вооружением- тремя 457 мм торпедными аппаратами ( два побортно на миделе и один на корме) и усиленным артиллерийским вооружением- 57 мм Гочкис на корме и две 3-х фунтовки за рубкой у бортов.

Они были гораздо лучше имеющихся на вооружении японского флота миноносцев 1-го класса, нестандартного британского «Котака» и трех трофейных китайских немецкой постройки (более мощные механизмы, улучшенная мореходность, более сильное торпедное и артиллерийское вооружение). В итоге японский флот получил 15 (16, если считать заново построенный после гибели под тем же именем «Кидзи») первоклассных миноносцев типа «Хаябуса» (Hayabusa, 隼型水雷艇). Имена кораблям дали в честь различных птиц, так что миноносцы серии можно назвать «крылатыми» или «пернатыми».

Осталь­ные одиннадцать миноносцев заказывали японским верфям в Куре (казенный арсенал) и Кобе (Kawasaki Jyukō Co., позже Kawasaki Shipbuilding Corp. ). По программе 1900-01 годов было заказано шесть кораблей, а по программе 1901-02 годов - еще пять. Формально они считались типом «Аотака» (11 единиц), хотя от «Хаябуса» (4 единицы) отличались незначительно.

Миноносцы французской постройки имели мощность машин 4200 л.с. и скорость 28,5-29 узлов, а японской-3500 л.с. и 28 узлов. Экипаж соответственно 26 и 30 человек, запас угля на «Аотака» увеличен до 26 тонн вместо 20 тонн, соответственно дальность 10 узловым ходом-выросла до 2500 миль вместо 2000. "Французы" имели более сильное вооружение- одно 57 мм и два 47 мм орудия, "японцы"-три 47 мм.

В ходе эксплуатации миноносцы показали себя надежными "рабочими лошадками", с хорошей мореходностью, неплохой маневренностью и высокой живучестью.

К началу русско-японской войны Императорский флот располагал 11 миноносцами 1-го класса, из них три, «Котака», «Фукурю» и «Сиратака» считались устаревшими и в боевых действиях не использовались. Активно использовалось восемь имеющихся "норманов":четыре "француза"(IJN Hayabusa, IJN Manazuru, IJN Kasasagi, IJN Chidori) и четыре "японца( IJN Aotaka, IJN Hato, IJN Tsubame, IJN Kari).
Остальные вступили в строй уже пос­ле начала войны с Россией (
IJN Hashitaka, IJN Hibari, IJN Kiji, IJN Sagi, IJN Kamone, IJN Otori, IJN Uzura).

А в 1904 году погибший при минных постановках IJN Kiji построен заново под видом "ремонта".

-2
Chidori_1904
Chidori_1904
-4

-5

Миноносец 1-го класса “Чидори” (Наружный вид. 1900 г.)
Миноносец 1-го класса “Чидори” (Наружный вид. 1900 г.)

Миноносцы 1-го класса типа «Хаябуса» (隼型水雷艇 Хаябусагата суйрайтэй). Заказано 15 ед. Верфь Нормана, Гавр, Франция Морской арсенал, Куре; Верфь «Кавасаки», Кобе. Годы постройки 1899-1904 гг. Годы службы 1899-1923 гг.

Хаябуса IJN Hayabusa ( «Сокол-сапсан»). A C Augustin-Normand, Гавр, Франция. Заложен 15 марта 1899 года. Спущен на воду 19 декабря 1899 года. Готов 19 апреля 1900 года. Исключён из списков 1 апреля 1919 года. Затем как буксир и транспортное судно, переименовано в Hayabusa Maru. Переименовано в Hayabusa 1 июля 1920 г. Разобран 14 сентября 1922 года.

Касасаги IJN Kasasagi( «Сорока»). A C Augustin-Normand, Гавр, Франция. Заложен 1899 год. Спущен на воду 1900 год.Готов 30 ноября
1900 года. Исключён из списков 1 апреля 1919 года. Разобран в 1925 году.

Манадзуру IJN Manazuru( 真鶴 «Даурский журавль» или "журавль с белой ворсинкой"). A C Augustin-Normand, Гавр, Франция. Заложен 1899 год. Спущен на воду 1900 год. Готов 7 ноября 1900 года. Исключён из списков 1 апреля 1919 года.

Тидори IJN Chidori( 千鳥 «Кулик» или "ржанка" ). A C Augustin-Normand, Гавр, Франция. Заложен 1899 год. Спущен на воду 1901 год. Готов 9 апреля 1901 года. Исключён из списков 1 апреля 1919 года. Разобран в 1923 году.

Кари IJN Kari( 雁 «Дикий гусь»). Морской арсенал, Куре. Заложен 1903 год. Спущен на воду 1903 год. Готов 25 июля 1903 года. Исключён из списков 1 апреля 1922 года. Разобран в 1930 году.

Аотака IJN Aotaka( 蒼鷹, "северный ястреб-тетеревятник "). Морской арсенал, Куре. Заложен 1902 год. Спущен на воду 14 марта 1903 года 1 августа. Готов 1903 года. Исключён из списков 1 апреля 1922 года. Разобран в 1927 году.

Хато IJN Hato( 鴿 «Голубь»). Морской арсенал, Куре. Спущен на воду июль 1903 год. Готов 22 октября 1903 года. Исключён из списков 1 апреля 1922 года.

Цубамэ IJN Tsubame( «Ласточка»). Морской арсенал, Куре. Спущен на воду 1903 год. Готов 24 ноября 1903 годаИсключён из списков 1 апреля 1922 года. Разобран в 1925 году.

Хибари IJN Hibari( 雲雀 «Японский жаворонок»). Морской арсенал, Куре. Спущен на воду 1903 год. Готов 10 января 1904 года. Исключён из списков 1 апреля 1923 года. Разобран в 1925 году.

Кидзи IJN Kiji( «Фазан»). Морской арсенал, Куре.

  • Заложен сентябрь 1902. Спущен на воду 5 ноября 1903. Готов 23 января 1904. Погиб 31 марта 1904
  • Заложен июнь 1904. Спущен на воду 18 апреля 1905. Готов 9 мая.1905. Исключён из списков 15 декабря 1923 года. Разобран в 1926 году

Саги IJN Sagi( «Цапля» или «снежная цапля»). «Кавасаки», Кобе. Спущен на воду 21 декабря 1903 года. Готов 22 марта 1904 года. Исключён из списков 1 апреля 1923 года. Разобран в 1925 году.

Удзура IJN Uzura( «Японский перепел»).«Кавасаки», Кобе. Спущен на воду 29 февраля 1904 года. Готов 22 апреля 1904 года. Исключён из списков 1 апреля 1923 года. Разобран в 1932 году.

Камонэ IJN Kamone( «Чайка»). «Кавасаки», Кобе. Спущен на воду 30 апреля 1904 года. Готов 4 июня 1904 года. Исключён из списков 15 декабря 1923 года. Разобран в 1926 году.

Хаситака IJN Hashitaka( «Перепелятник»). Верфь «Кавасаки», Кобе. Спущен на воду декабрь 1903 года. Готов 27 февраля 1904 года. Исключён из списков 1 апреля 1923 года. Разобран в 1926 году.

Отори IJN Otori(«Лебедь» или"аист" ). Верфь «Кавасаки», Кобе. Спущен на воду апрель 1904 года. Готов 4 июня 1904 года. Исключён из списков 15 декабря 1923 года.

Водоизмещение 152,39 длинных тонны (154 тонны). Длина 45 м пп, максимальная 46,33-46,35 м . Ширина 4,91 м. Осадка 1,5 м (носом/кормой- 1,45/2,5 м)
Движитель-2 вертикальных паровые машины тройного расшире­ния, 2 котла Нормана, 2 винта, 4200 л. с.-корабли французской постройки и 3500 л. с.- японской. Скорость 28,5 узла — корабли французской постройки 28 узлов — японской . Запас топлива 20 тонн у франц. и 26 тонн у японских (уголь).28,5 тонн (полная загрузка). Дальность плавания: 2000 морских миль (10 узлов) у фран. и 2500 миль у японских. Экипаж 26-30 человек
Вооружение- 1 × 57 мм/40 Гочкисса (2,2 дюйма) пушка QF 6 pounder Hotchkiss и 2 × 47 мм (1,9 дюйма) орудия Hotchkiss 3-pdr QF или 3 × 47 мм (1,9 дюйма) орудия. 3 × 457 мм (18 дюймов) торпедных аппарата(3x1)

Удачные обводы корпуса способствовали достижению миноносцами максимального хода в свежую погоду. Французская схема расположения руля перед винтами обеспечивала хорошую управляемость, так как руль постоянно был под водой. Еще больше увеличивал маневренность носовой руль, что позволяло сократить радиус поворота.

Успех миноносцев Нормана был обусловлен применением силовой установки повышенной мощности. Две вертикальных четырехцилиндровых паровых машины тройного расширения имели номинальную мощность 2100 л.с каждая (на миноносцах французского производства) и две вертикальных трехцилиндровых по 1750 л.с. каждая для построенных на японских верфях. Главный паропровод позволял пода­вать пар от любого котла к любой маши­не.

На этой серии были установлены более мощные торпедные аппараты 457 мм. Из трех аппаратов два размещались побортно, а один на корме. Боекомплект общий-5 торпед. Три находились в аппаратах, а две в ящиках на верхней палубе.

57 мм орудие
57 мм орудие
47 мм Гочкис
47 мм Гочкис

Было усилено и артиллерийское вооружение-два 47 мм Гочкиса стояли по бортам за рубкой, а на корме была установлена 57 мм пушка.

Из дополнительного оборудования миноносцы имели прожектор на боевой рубки с питанием от динамо-машины. Радиостанции на миноносцы установили в ходе эксплуатации.

Миноносец "Чидори" (тип "Хаябуса")
Миноносец "Чидори" (тип "Хаябуса")
IJN_torpedo_boat_HAYABUSA_in_1900_at_Kobe
IJN_torpedo_boat_HAYABUSA_in_1900_at_Kobe
IJN_torpedo_boat_HASHITAKA
IJN_torpedo_boat_HASHITAKA
Миноносец типа Hayabusa
Миноносец типа Hayabusa
Миноносец типа Hayabusa выбросило на берег после тайфуна
Миноносец типа Hayabusa выбросило на берег после тайфуна
Миноносец типа Hayabusa на мели. 16.08.1905. Возможно на Сахалине.
Миноносец типа Hayabusa на мели. 16.08.1905. Возможно на Сахалине.

Все миноносцы типа «Хаябуса» приняли участие в русско-японской войне. В строю к началу войны были 8 миноносцев- 4 французской и 4 японской постройки. "Французы"вошли в состав 14-го отряда миноносцев (флаг капитан-лейтенанта Сакураи на «Тидори»), а "японцы" («Аотака», «Хато», «Кари» и «Цубамэ») в 9-м отряде (флаг капитана 2-го ранга Ядзима на «Аотака»).

Оба отряда в эскадре контр-адмирала Уриу 9 февраля 1904 года приняли участие в бою у Чемульпо с крейсером «Варяг». Со­гласно японским официальным данным, непос­редственно в бою участвовали только три ми­ноносца 14-го отряда, в атаку Уриу миноносцы не посылал. В отчете Руднева минимум один японский миноносец был потоплен, по японским данным потерь нет. Повреждений тоже.

Затем оба отряда действовали под Порт-Артуром. Миноносцы сопровождали японские брандеры, которые пытались перекрыть рейд Порт-Артура 23 февраля и 26 марта. 26 марта огнем миноносцев «Цубамэ» и «Аотака» был повреждён русский эсминец «Сильный».

Достроенными весной-летом 1904 года семью миноносцами были укомплектованы 15-й отряд миноносцев («Хибари» (флаг капитана 2-го ранга Кондо), «Хаситака», «Удзура», «Саги») и 19-й отряд миноносцев («Отори» (флаг капитана 2-го Мацуока), «Кидзи» (в "ремонте" с 31.3.1904 по 9.5.1905) и «Камонэ»).

«Кидзи» 31 марта 1904 года прочно сел на мель и погиб. Он случайно попал на поставленное им же минное поле южнее Цусимы и, пытаясь уйти задним ходом, попал на камни. Корабль был практически полностью заново построен в Военно-морском арсенале Куре по статье "ремонт". Готов он был как раз к Цусимскому сражению, 9 мая 1905 года. Вот одна "скрытая" потеря и нашлась.

Крепким орешком для японцев оказался в Порт-Артуре эскадренный броненосец «Севастополь». Эссен вывел его в бухту Белого Волка и начал готовить к прорыву. Боновые заграждения до конца наладить не успели. С броненосцем были канонерская лодка «Отважный», семь миноносцев и портовый буксир. Ночью на 27 ноября «Севастополь» подвергся ночным атакам шести японских миноносцев 9-го и 15-го отрядов, но торпеды были выпущены с такой большой дистанции, что на броненосце этого не заметили. .

Следующей ночью пытались атаковать миноносцы 10, 14, 15 и 20-го отрядов, но сильный северный ветер заставил их вернуться. В ночь на 29 ноября из-за плохой погоды лишь три миноносца 15-го отряда смогли выпустить торпеды мимо цели. 30 ноября в ночной атаке участвовали 7 миноносцев 14 и 20-го отрядов и два минных катера с броненосцев «Микаса» и «Фудзи». Одна из торпед взорвалась в носовой навесной сети, повредив подводную обшивку. Но ответным огнем были повреждены два японских миноносца и оба катера. Русские утверждают, что 305 мм снарядом был потоплен один из миноносцев, японцы признают лишь повреждение №64, который был уведен на буксире.

Следующей ночью в атаку отправили только малышей (миноносцы 10, 6 и 12 отрядов), но №53 подорвался на мине и затонул, а выпущенные торпеды прошли мимо.

2 декабря состоялся генеральный штурм под руководством капитана первого ранга К. Имаи, 23 миноносца 2, 6, 9, 10, 12, 14, 15, 16 и 21 отрядов и минный катер с «Фудзи» после захода луны выпустили около 30 торпед. Большинство взорвалось в боновых заграждениях и противоторпедных сетях. Но очередной близкий взрыв вновь повредил обшивку носовой части. Торпеды, взорвавшиеся в противоторпедной сети, считаются выпущенными миноносцами 9-го отряда.

Японцам тоже досталось- катером с броненосца «Победа» один из миноносцев был торпедирован, №42 потоплен эсминцем «Сердитый», повреждения получили миноносцы № 49, 56, 58, а также «Аотака», «Кари», «Цубаме» и «Хато» (в общем весь 9-й отряд). 15 торпед утром нашли на берегу, что дало защитникам Порт-Артура полторы тонны взрывчатки.

Однако японское упорство было вознаграждено. Следующая атака, с участием 2, 14 и 21 отрядов, была удачной. Броненосец получил три попадания, два в бортовую сеть с повреждением обшивки и затоплением нескольких отсеков, и одно в корму, что привело к затоплению рулевого отделения и смежных отсеков. Кроме того, взрыв уничтожил паровой катер броненосца. Хозяином удачной торпеды, по японским данным, был паровой катер с «Микаса». Еще одной торпедой был поврежден эсминец «Сторожевой».

После этого у броненосца шансов на прорыв не осталось совсем. Через 5 дней экипаж затопил его на внешнем рейде.

Атаки на «Севастополь» обошлись японцам в два потерянных малых миноносца (№ 42 и 53) и серьезные повреждения еще 13 миноносцев, в том числе пяти миноносцев 1-го класса («Манадзуру» 14-го отряда 1-й эскадры и всех четырех 9-го отряда 2-й эскадры). Некоторые из них до конца войны в строй так и не вернулись, что вновь сильно намекает на скрытые потери.

Все миноносцы типа «Хаябуса», кроме «Камонэ», приняли участие в Цусимском сражении (9,14,15,19-й отряды), но кроме массового расхода торпед ничем не отличились. Поврежденные ими русские корабли были потоплены другими. 9-й отряд безуспешно атаковал «Кня­зя Суворова». Только «Саги» был поврежден в столкновении с миноносцем №43.

Впрочем, на 1(14) июня 1905 года все 15 "циклонов" числятся в боевом расписании японского флота. Некоторые приняли участие в операции по захвату Сахалина.

Корабли французской постройки с 1910 года перевели в охрану портов. Остальные в начале первой ми­ровой войны использовались в береговой обо­роне. После участия в Первой мировой войне все пятнадцать кораблей в связи с полным моральным устареванием и износом были выведены из эксплуатации между 1919 и 1923 годами; некоторые были списаны, другие превращены во вспомогательные. Последний («Отори») был исключен из списка 15 декабря 1923 года. В 1921-23 годах почти все миноносцы этого типа были сданы на слом.

«Хаябуса» 1 апреля 1919 года снят с учета и в тот же день переклассифицирован во вспомогательное судно и переименован в Hayabusa Maru. 1 июля 1920 года снова был переименован в «Хаябуса» , а 14 сентября 1922 года был списан.

Но «Кидзи», например, использовался в торпедной школе военно-морского флота в Йокосуке с 15 декабря 1923 года по 2 октября 1926 года.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам