Он верил, что "Рукописи не горят!" Или хотел верить. Михаил Булгаков – один из самых загадочных писателей XX века.
15 мая 1891 года в Киеве, в семье профессора и преподавателя Киевской духовной академии родился сын Миша. В уютном доме на Андреевском спуске прошло счастливое детство и юность будущего писателя. (В «Белой гвардии» он поселит своих героев на родном Андреевском спуске.) Семья большая - у Михаила четыре сестры и два брата.
Ещё до революции, юному Мише цыганка нагадала, что у него будет три жены. Тогда он расстроился. Ведь в народе говорили- «что первая жена от Бога, вторая от людей, третья от дьявола». Правда, первая жена Булгакова Татьяна Лаппа, рассказывала, что на Михаила повлиял Алексей Толстой, считавший троекратный брак ключом к литературному успеху. В любом случае Булгаков никогда не сомневался, что должен жениться три раза.
В 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии был не случаен. Братья матери были врачами и очень хорошо зарабатывали. Зарабатывать много Булгаков хотел всегда, так как любил комфорт, был щеголем и желал получать от жизни удовольствие. Но, увы, ему это почти никогда не удавалось. Специализацию выбрал по тем временам очень востребованную: сифилидолог. «Профессия казалась мне блестящей» - напишет он потом.
Женился Михаил рано, вопреки воле матери, на гимназистке Татьяне Лаппа. Первый брак продлится 11 лет и придется на самые трудные годы. Первая мировая война, революция, Гражданская война. Булгаков служил в госпиталях, Татьяна всюду следовала за ним. Сестрой милосердия ухаживала за больными, помогала при операциях. «Держала ноги, которые он ампутировал. В первый раз было дурно, потом ничего». – писала она в своих воспоминаниях.
После возвращения с фронта работал земским врачом в деревне Сычовка, под Смоленском. Там пристрастился к морфию. Жить с наркозависимым дело не легкое. Избавляться от болезни он будет долго и мучительно. Спасла Тася (так Булгаков ласково звал жену), разбавляла ампулы с морфием и каждый раз все больше и больше дистиллированной водой.
После революции был мобилизован, служил в деникинских войсках военврачом. «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918. Но 1919 был его страшнее». Вместе с войсками Добровольческой армии оказался с женой на Северном Кавказе. Там Булгакова свалил тиф. Тасе пришлось продать все, даже обручальные кольца. Этот поступок она потом считала причиной расставания.
Булгаков выздоровел, но опостылевшую медицину оставил, стал писать. Начинал с фельетонов и маленьких рассказов. В 1921 году семья Булгаковых переехала в Москву.
В Москве, несмотря на голод и разруху, открывались издательства, книжные лавки, печатались газеты и журналы. Начинающий писатель устроился в газету профсоюзов «Гудок», где работали Олеша, Катаев, Зощенко, Ильф и Петров. Именно в «Гудке» были напечатаны первые репортажи и фельетоны Булгакова. Его литературный талант окреп, благодаря практике и дружбе с маститыми коллегами.
Талантливые люди часто эгоисты в любви. Едва-едва став популярным и улучшив свое материальное положение он увлекся Любовью Евгеньевной Белозерской, недавно приехавшей из-за границы. Она была со вкусом одета, увлекалась литературой, ей было 29 лет, и она только-только развелась с мужем. Искала новый острых ощущений и роман с писателем пришелся очень кстати.
Оставив верную и преданную Тасю, которая не раз спасала ему жизнь, Булгаков женился второй раз. Первое время он не забывал Татьяну и помогал продуктами. Как-то принес ей журнал, в котором была напечатана первая часть «Белой гвардии», с посвящением второй жене. Объяснил так: «Она меня попросила. Я чужому человеку не могу отказать, а своему-могу». Татьяна швырнула журнал на пол. Больше они не виделись.
Со второй женой жизнь складывалась довольно благополучно, но счастья не было. Любовь Евгеньевна была дама увлекающаяся, в доме постоянно толпились какие-то люди, жена постоянно болтала по телефону с подругами и как-то на просьбу Булгакова: «Люба, так невозможно, ведь я работаю!» ответила: «Ничего, ты не Достоевский!»
С Еленой Шиловской Михаил Афанасьевич познакомился в феврале 1929 года, на Масленицу.
Елена Сергеевна Нюренберг родилась в Риге 21 октября 1893 года. Она была красива, получила домашнее образование, в которое входило знание языков, литературы, музыки. Вполне достаточно для счастливого и гармоничного брака. Вышла замуж в 1918 году за красного командира Юрия Мамонтовича Неелова. Вскоре этот брак был расторгнут.
В Елену отчаянно влюбился начальник штаба армии Евгений Шиловский. В 1921 году она вышла замуж за Шиловского. Родился сын Евгений, потом – второй сын, Сергей.
Евгений Александрович Шиловский служил начальником штаба Московского военного округа. Материальных проблем в семье не было, в доме была прислуга, одевалась Елена у самый модных московских портных, муж, ласково называвшей ее «Люсей», делал все для благополучия и счастья любимой жены.
Все как у Маргариты: «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире…».
Елена, как и Маргарита, при всем этом благополучии была еще и несчастлива.
Булгаков и Шиловская оказали рядом за столом у общих знакомых, куда были приглашены на блины. И любовь «выскочила перед ними, как выскакивает убийца из-за угла, и поразила их обоих». Они встречаются каждый день.
«Эта была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь» - писала Елена своему брату. Это была судьба.
Развод с мужем был очень болезненным, Шиловский никак не хотел отпускать жену. 10-летний сын Женя остался с отцом ,5-ти летний Серёжа с матерью. Булгаков расстался с Белозерской и на следующий же день женился на Елене.
В первые же месяцы совместной жизни Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту». Елена оказалась прекрасной хозяйкой и первой женой, осознавшей ценность творчества Булгакова.
Она стала его доброй феей, устраняя все преграды на его пути. Составляла договора с издателями, вела переписку, перепечатывала рукописи. Третья жена, та, что от дьявола, оказалась настоящим сокровищем. С ней было легко, комфортно и радостно.
Они были счастливы, счастливы все восемь лет, которые им были отпущены судьбой. Были тяжелые периоды, Булгакова не печатали и пьесы его не ставили. Но, Булгакову дали квартиру в писательском доме, его не репрессировали, не арестовывали и на Лубянку не вызывали.
Писатель хотел быть востребованным, полезным и признанным. А власть пробовала его на излом, периодически перекрывая кислород, используя любимую формулу Иосифа Виссарионовича «изолировать, но сохранить». Как бы то ни было, Сталин дал ему возможность дописать бессмертный роман , о котором, скорее всего, знал, он был прекрасно обо всем осведомлен.
Осенью 1939 года Михаил Афанасьевич начал терять зрение. Болезнь почек. Будучи врачом, он поставил себе диагноз сам – тот же, что был у отца – злокачественный нефрослероз.
«Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, -дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, а я умру у тебя на руках», - сказал он жене. Елена исполнила желание мужа. Слепота, сильные боли, провалы в памяти, он опять не может без морфия. Диктовал жене главы последнего романа, желая только успеть дописать свою последнюю книгу. А она верила и повторяла: «Я его не отдам, я его вырву для жизни».
Булгакова не стало 10 марта 1940 года. Последние слова Михаила Афанасьевича записала тоже она.
«Я хотел служить народу… Я хотел жить в своем углу… Я никому не делал зла…»
«Когда он уже умер, - рассказывала Елена Сергеевна, -глаза его вдруг широко открылись –-перед собой- и видел, видел что-то, я уверена (и все, кто был здесь, подтверждали потом это). Это было прекрасно».
В «Литературной газете» появился некролог, Александр Фадеев тайком передал большую сумму денег, друзья помогли договориться о месте на кладбище. Похоронили на Новодевичьем, рядом с Чеховым.
Булгаков боготворил Гоголя, считая себя его литературным приемником. И когда Елена Сергеевна пришла выбирать памятник на могилу мужа, то выбрала надгробье похожие на валун. Когда камень перевернули, то на нем оказалось высечено имя- Николай Васильевич Гоголь.
Этот камень когда-то служил надгробьем для могилы Гоголя, а потом кладбище Даниловского монастыря, где покоился прах писателя, было уничтожено. Могила Гоголя перенесена на Новодевичье кладбище, на котором поставили помпезный памятник, а старый отдали на переработку. Елена Сергеевна выбрала именно этот валун на могилу мужа, зная, что он был бы доволен.
Елена Сергеевна после смерти Булгакова прожила еще тридцать лет. Она была красивой женщиной, за ней ухаживали, звали замуж, но она сохранила свое сердце для Михаила Афанасьевича. Всю свою оставшуюся жизнь она посвятила ему, сохраняя архив и добиваясь публикаций его произведений. «Я делаю все, что только в моих силах, для того чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это-цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню все.»
На жизнь зарабатывала переводами и машинописью. Верила, что связь с мужем у нее существует и после его смерти. Каждый день разговаривала с ним, иногда советовалась и считала, что получает ответы на свои вопросы. Ее похоронили в могилу мужа, такова была ее воля. Елена Сергеевна шагнула в вечность вместе с великим писателем, как Маргарита за Мастером.