Найти в Дзене
Ирина Богатикова

Не ведьма, а Баба-Яга: жутковатые представители славянского фольклора в картинах русских художников

Оглавление

На прошлой неделе любители Хэллоуина по всему миру переодевались в вампиров, ведьм, оборотней, мертвых невест и скелетов. А мы хотим отдать должное славянскому наследию, тем более славянский фольклор не менее богат образами мифических существ. В статье мы рассмотрим, как русские художники изображали потусторонних персонажей славянской мифологии. 

Баба-Яга

Эта коварная и злая старуха фигурирует почти во всех волшебных сказках и преданиях славянских народов. Баба-Яга стоит на границе царства живых и обители мертвых, забирает младенцев, хозяйничает в лесу, живя в избушке на курьих ножках. 

«Баба-Яга в ступе», И. Билибин, 1900 г. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная».
Частное собрание.
«Баба-Яга в ступе», И. Билибин, 1900 г. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Частное собрание.

Иван Билибин создал иллюстрации к огромному количеству русских сказок, но «Баба-Яга в ступе» для сказки «Василиса Прекрасная» — самое известное его произведение. 

В сказке Василисе удается задобрить старуху и договориться с ней, поэтому билибинская Баба-Яга не злая, а, скорее, угрюмая. От нее веет мрачным одиночеством, ее седые волосы спутаны, а сарафан — в заплатках. 

Ивану Билибину удалось отразить в иллюстрации двойственность Бабы-Яги. С одной стороны она — представитель темных сил, но с другой — Василисе удается найти с ней контакт. Так русский народ постоянно искал возможность задобрить потусторонних персонажей — леших, домовых, колдуний — чтобы они не причиняли людям вреда. А иногда даже помогали.

«Баба-Яга», В.Васнецов, 1917 г. Дом-музей В. Васнецова.
«Баба-Яга», В.Васнецов, 1917 г. Дом-музей В. Васнецова.

Совсем другую Бабу-Ягу изобразил Виктор Васнецов. У него Яга получилась персонификацией тьмы и безумия, которая похищает ребенка из родного дома. Известно, что художник создавал эту картину много лет, и завершил в 1917 г. В контексте разгорающейся революции Баба-Яга воспринимается как воплощение мирового зла. На заднем плане мы видим багряный месяц, лес полон змей и скелетов животных, а красный сарафан Яги вызывает ассоциации с цветом революции, войны и крови.

Домовой

Домовой — домашний дух славянских народов, покровитель и защитник очага, любящий темные уголки. Домового нужно задабривать молоком или кусочком хлеба. Обязательно держать дом в чистоте и не ругаться, он этого не любит. 

«Купчиха и домовой», Б. Кустодиев, 1922, Частная коллекция
«Купчиха и домовой», Б. Кустодиев, 1922, Частная коллекция

На картине «Купчиха и домовой» Кустодиев изобразил интересную сцену. Гуляющий ночью по своим владениям домовой наткнулся на спящую обнаженной хозяйку дома. Нарочно ли она оставила открытой печь, которая освещает комнату? Иди случайно сбросила одеяло, разомлев от жара? Но она спит, не подозревая, что ее пристально рассматривают. Однако картина не оставляет жуткого впечатления, настолько изумленным и нерешительным выглядит домовой. 

«Домовой», И. Билибин, 1934 г.
«Домовой», И. Билибин, 1934 г.

Если домовой любит хозяина или хозяйку, то не причинит им вреда. Если же он разозлен беспорядком в доме, может начать воровать всякую мелочь, шуметь по ночам, хлопать дверьми. Хозяева не становятся на путь истинный? Тогда домовой уходит насовсем, забирая из дома тепло и удачу. 

Леший

Хранитель леса, леший может завести человека в глухие дебри, а может и помочь заблудившемуся. Может украсть ребенка, но способен и принести удачу в охоте, если с ним договориться и задобрить. 

«Пан», М. Врубель, 1899 г. Третьяковская галерея
«Пан», М. Врубель, 1899 г. Третьяковская галерея

Пан — двойственный бог. С одной стороны он носит рога и копыта, покрыт шерстью и наводит ужас на тех, кто его потревожит. С другой — любит повеселиться в компании нимф и играет на свирели. Врубель изобразил Пана в образе русского лешего, появившегося, кажется, прямо из корней дерева где-то на среднерусской полосе. В его голубых глазах - космическая пустота. Освещаемый луной, он замер, прислушиваясь к шороху листвы и журчанию ручья, словно собирается сыграть на свирели мелодию спокойной летней ночи. 

«Лесовики», Н. Рерих, 1916 г.
«Лесовики», Н. Рерих, 1916 г.

Совсем по-другому духов леса изобразил Н. Рерих. На картине «Лесовики» мы видим путника, забредшего в осенний лес. По ту сторону ручья он видит маленьких существ, похожих на ожившие валуны. Олицетворяет ли ручей границу между миром реальным и миром воображаемым, сказочным? Скорее всего да. А еще это намек на то, что разные миры разделяет лишь тонкая полоса. 

Мифология и сказки — кладезь народной мудрости. В них живет история народа, его душа, архетипы и живая природа, сохранившиеся как в памяти, так и в коллективном бессознательном людей. 

Поэтому они — неисчерпаемый источник вдохновения для художников.

Присоединяйтесь к аккаунту Ирины Богатиковой в Instagram и клубу Art-Q в Telegram!

#искусство #культура