На Западе христианская церковь считала, что женская природа тесно связана с вредительским колдовством, которое идёт от дьявола и большинство женщин не может устоять перед соблазном воспользоваться им.
Поэтому Европу, а затем и Новый Свет в XV-XVII вв. накрыла настоящая демонологическая истерия во время которой чуть ли не каждая женщина могла быть обвинена в пособничестве дьяволу, его демонам и колдовстве. А как с этим обстояли дела на Руси? Неужели здесь церковь и государство не поддалась истерии, которая царила на западе, и избежали такого безумия? Давайте выяснять.
По началу кажется, что Россия была в этом вопросе гораздо благоразумнее стран запада, где даже за рыжие волосы женщина могла быть отправлена к представителям инквизиции для серьёзного разговора. Однако это не значит, что всё было столь безоблачно. В большинстве своём население в России верило в приметы и суеверия, которые корнями уходили в дохристианское прошлое. Церковь пыталась с ними воевать, но в основном это были безуспешные попытки, которые не приносили ощутимого результата. В народе мало кто сомневался в существовании колдунов, ведьм, приворотов, сглаза, порчи.
Можно привести слова небезызвестного этнографа Владимира Богораза. Он писал, что в русской деревне могло не быть школы, могло не быть сельского врача, могло не быть священника, но всегда был колдун или знахарь к которому обращались местные жители со своими проблемами.
Целительство было распространено настолько, что в деревнях оно вытесняло научную медицину и жители с большей верой обращались к знахарям и колдунам, чем к докторам. Тем более знахари брали намного меньше чем врачи из города, которого в большинстве своём деревенские жители просто напросто не могли себе позволить. Но не только при болезни требовался колдун или ворожея. Было множество и других проблем, которые эти люди могли решить своим колдовством. Иногда требовалось выиграть судебный спор, приворожить любимого, уберечь сына от рекрутского набора, попросить хороший урожай или насолить обидчику.
Хотя христианская церковь прочно вошла в общество народ всё равно шёл к колдунам, целителям и знахарям. В храмах утверждалось, что всё это от дьявола, он заставляет людей таким образом уподобляться ему, совершать грехопадение, но людей это не останавливало, слишком сильна была вера в сверхъестественное. При этом колдуны и ведьмы не были добрыми волшебниками, которые всегда помогут в трудную минуту и ничего за это не возьмут. Хотя к ним и обращались, но они пользовались дурной славой и их дом старались обойти, что бы не нароком не накликать на себя беду. Но люди выслушивали священника в церкви и делали всё наоборот.
Ну а к кому ещё обратиться если заболел ребёнок или наступают скорые роды? Конечно к ведунье. Она подскажет и поможет. Конечно же не просто так, но всё же она сделает своё дело. Но существовала и обратная сторона медали. Кроме знахарей и ведуний были злые люди, которые становились колдунами и ведьмами. Они ради своей потехи и служению дьяволу насылали порчу, болезни, причём могли насылать и более серьёзные несчастья, как, например, падёж скота и неурожай, поговаривали, что они даже вступали в отношения с тёмными силами.
Так что же происходило на Руси с ведьмами? Была ли на них объявлена полномасштабная охота, как на пособниц дьявола или они спокойно жили и занимались своими тёмными делами?
Начнём с того, что первой жертвой обвинений в связях с дьяволом и использовании нечистой силы была Настя Чагривна. Родилась она где-то в середине XII века, точная дата не известна, зато точно известна дата её смерти. Она была очень хороша собой и её заметил князь галицкий Ярослав Осмомысл. Она стала его любовницей. Она родила ему сына, которого Ярослав решил сделать своим наследником. В 1171 году начался мятеж и бояре обвинили Чагривну в колдовстве и сожгли на костре.
Но если со временем в Европе был создан отдельный орган, который занимался поиском, расследованием и судом над ведьмами, то на Руси действия ведьм попадало под, можно выразиться современным языком, юрисдикцию церковных судов. В церкви проводилось следствие, а затем уже подозреваемая ведьма или подозреваемый в колдовстве отправлялись в светский суд для вынесения приговора.
На Руси эти процессы начали контролировать ещё с X века, когда князь Владимир разработал "Церковный устав" в котором в качестве одного из видов преступлений было чародейство. Согласно этому уставу церки предоставлялись широкая судебная власть. Церковь теперь имела возможность разбирать не только семейные и брачные дела, но и судить за уголовные преступления к которым тогда относилось ведовство и колдовство.
Причём наказания предусматривались очень серьёзные, вплоть до сжигания. Но как считают многие историки это делалось в первую очередь для борьбы церки с язычниками, с волхвами, влияние которых ещё было слишком сильно и они поднимали бунты и восстания против новой религии. Поэтому их приравняли к еретикам, которых церковь жестоко наказывала. А уже в 1204 году наказывать на костре уже стали не только волхвов. В Суздальском княжестве сожгли "лихих баб", которые подозревались в ведовстве на неурожай. Следующий известный случай охоты на ведьм произошёл в 1411 году, когда были сожжены двенадцать "жонок вещих наславших чуму" на Псков. А в 1444 году можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову за ведовство.
Начиная с XVI века за колдовство и ведовство берётся уже не церковь, а государство. Поэтому наказания за такие проступки были соизмеримы полученному ущербу. Т.е, если корова перестала давать молоко, то пойманную ведьму не несли под улюлюканье и проклятья толпы на костёр, а судили по деянию. Могли дать плетей, могли сослать или посадить в темницу.
Но ересь продолжала быть смертельно наказуемым проступком. Хоть ересь приравнивалась к колдовству и ведовству, она подразумевала казнь. В это время князья хотят укрепить личную власть, после избавления от татаро-монгольского ига и окончательно расправиться с остатками язычества, поэтому для еретиков не было другой участи, как смерть.
Во время правления Ивана Грозного колдунов и ведьм начали преследовать и клеймить, а в 1551 году состоялся Стоглавый собор, который не только принял Судебник (сборник законов) и отверг секуляризацию (современными словами это национализация церковной собственности в пользу государства), но и осудил волхвов, колдунов и кудесников, которые своим грехом отлучают простой народ от церкви.
Таким образом церковь напоролась на то с чем боролась. Поддерживая веру в дьявола и его могущество она незаметно для себя же распространяла среди народа веру в колдовство. Причём был один любопытный момент. Церковь считала еретичеством и то если кто-то сомневался в существовании дьявола и его прислужников в мирской жизни. Это порождало ещё больше суеверий, веру в приметы и колдовство.
Усиление веры в существование ведьм и колдунов начало после сближения дома Романовых с домами Европы, где уже вовсю боролись с ведьмами. Подвержен влиянию европейских взглядов был и Пётр I, который верил в существование чародейства и даже в своём "Артикуле воинском" от 1716 года ввёл ответственность за чернокнижие, идолопоклонничество или богохульничество. Такого надобно было заключить в кандалы и кинуть в темницу или вообще отправить на эшафот.
Судебные процессы в России над ведьмами и колдунами просуществовали до середины XVIII века, но с распространением просвещения назрела реформа. Прекратила все эти дела Екатерина II, которая своим указом постановила, что всё это выдумки, заблуждения, которые свойственны невеждам, или мошенничество, а колдунов и ведьм приравняла к душевнобольным и к ним применялись более мягкие наказания.
Какой же из этого всего можно сделать вывод? Получается, что церковь и государство боролось в основном не с колдунами, которые пакостят местному населению, а пытались всеми способами избавиться от язычества, особенно на первых порах. А дела против ведьм в основном проводились, что бы оправдать дворцовые интриги или свалившееся несчастья. Но за почти 700-т летний период существования наказания за ведовство костру придали не более ста женщин. Т.е. это было настолько редким явленим, что это почти не заметно для истории. Но почему пожар ведовской истерии не перебросился из Европы на Россию и не разгорелся с невиданной силой как у них? Скорее всего это связано с тем, что церковь раскололась на православную и католическую. И церковь на Руси не признавала решения церкви на западе. Ещё одной причиной было то, что русских монархов мало волновали ведьмы, было то, что церковь и государство были слишком срощены друг с другом, а в Европе монархи противостояли власти церкви и она в свою очередь использовала охоту на ведьм и колдунов в качестве политического инструмента давления на правителя того или иного государства.
На этом всё. Такой была история охоты на ведьм на Руси. Спасибо, что читали. Если понравилось, то ставьте палец вверх и не забудьте подписаться на канал, что бы не пропустить новые интересные материалы.