Это из лекций Гали Рахима (1892-1943) о фольклоре казанских татар, подготовленных им в 1920-е годы для студентов Восточно-педагогического института. Предлагаю ознакомиться с фрагментом, посвященном представлениям о душе. Тем более сегодня, 4 ноября, 130 лет со дня рождения автора этого текста - Гали Рахима.
"Теперь перейдем к тому, как представляют себе душу человека древние тюрки. Язычник-тюрк представляет ее обыкновенно в материальном виде, в виде маленькой бабочки. И сейчас, когда ночью собираются ночные бабочки к свету лампы у татар, убивать их не рекомендуется, ибо существует поверье, что это души умерших, вернувшихся к родному очагу.
Есть поверье, что когда человек погружается в летаргический сон, то душа человека в виде бабочки или других насекомых, например, мухи, вылетает изо рта и путешествует по различным местам даже в потустороннем мире и затем возвращается. У татар и у других тюркских народов бывают люди серьезно утверждающие, что во время летаргического сна они были в загробном мире, видели там своих умерших знакомых и родных.
Душа человека представляется тюрку-язычнику грозной силой, она может принести человека громадное зло или же добро.
Потом у древних тюрков существует представление о какой-то второстепенной душе. Это так называемый «кут».
Кут может выскочить и человек не умрет. У нас, у татар есть выражение «из меня вышел кут», что употребляется вместо «испугался». Значит, второстепенная душа может оставить человека при испуге, и тогда человек заболеет.
Есть известные обряды, посредством которых дух-кут водворяется обратно в тело.
Во многих тюркских языках «кут» употребляется в смысле «счастье» и у татар, есть представления о куте как о счастье. Например, поздравляя, татарин говорит «кутлы булсын» (пусть будет счастлив).
Кутуру по-татарски означает беситься или бесноваться; человек который бесится, он, значит, находится под взбунтовавшимся влиянием «кута». Кут обыкновенно живет в тайниках человеческого тела и когда больной беснуется у него «кут» значит приходит в ненормальное состояние. У тюрок из этого корня образуется глагол «куткару» - спасать".
"....Вся сохранившаяся мифология казанских татар ограничивается почти исключительно остатками духов, населяющих различные места природы. Так сохранилось поверье в духов воды, духов леса, в духов, живущих близ человеческого жилья, вера в духов своих предков, так сказать культ предков, который не исключается и новой религией.
Шаманисты верили в бессмертие человеческой души, по крайней мере, в то, что она остается жить без телесной оболочки после смерти своего хозяина; этому же нас учат и высшие религии, также утверждающие, что душа бессмертна и может отделяться от тела и жить вне земной оболочки.
Это соответствие между шаманистской верой в душу и верой в душу по высшим религиям является той причиной, ввиду которой культ предков претерпевает лишь маленькие изменения, а именно народ продолжает верить, что душа человека после смерти отделяется от бренной оболочки продолжая жить, и живет она не где-нибудь вдали, а чуть ли не в среде живых людей, во всяком случае она может возвращаться к старому жилищу, входить в сношения с живыми людьми и родственниками.
Все дело заключается в том, что душа, бывшая у шамана второстепенным божеством, при новом мировоззрении народа теряет многое из своих особенностей, превращаясь в большинстве случаев в безвредное существо, все же могущее оказать сильное влияние на жизнь людей".
Читайте также:
Духи татарского языка (или о том самом qot)