14 декабря 2008-го года, за месяц с лишним до отставки президента Джорджа Буша-младшего, случилось событие, которое крайне взволновало арабский мир. Мунтазар аль-Зейди. Иракский журналист египетского телеканала, пришел на одну из последних пресс-конференций лидера США. Араб незаметно снял свои ботинки и швырнул в главу государства каждый из них. При первом броске он крикнул «Это прощальный поцелуй от иракского народа, собака!» А при втором воскликнул: «Это от вдов, сирот и всех погибших в Ираке!»
Но Буш продемонстрировал незаурядную реакцию и настоящую техасскую выдержку, сумев увернуться от таких необычных метательных снарядов. Только после этого журналиста очень жестко скрутили и быстро вывели из помещения. По иракским законам, за нападение на иностранного лидера, даже если оно не привело и не могло привести к каким-то последствиям, ему грозило до семи с половиной лет тюрьмы. Но для всего арабского мира аль-Зейди тут же стал героем, и присудили ему только три года. В дальнейшем срок был сокращен, и за хорошее поведение он получил свободу через девять месяцев.
В связи с серьезным общественным резонансом, этот инцидент вызвал множество подражаний. В тех или иных общественных деятелей стали бросать ботинки по всему миру, но чаще всего, в арабских странах. Так, через некоторое время свой ботинок получил иранский президент Ахмадинежад во время государственного визита в Египет.
Но почему же иракский журналист выбрал именно этот способ для выражения своего недовольства? И вообще он означает в культуре арабов?
В исламской вере очень большое значение имеют понятия ритуальной и физической чистоты, и это не всегда одно и то же. Но недоверие к человеческой обуви и вообще, нижним частям тела, возникло задолго до появления ислама. В Ветхом завете, наиболее древней части Библии, в псалме 107 есть отрывок, который говорит о врагах Израиля: «Моав – Моя умывальная чаша, на Эдом Я брошу Мою сандалию, над землей филистимлян торжествующе воскликну».
Такое отношение появилось еще у древних семитов, когда не было особой разницы между евреями и арабами. Оно было связано с иерархией частей тела. Голова находится наверху, поэтому всегда остается чистой. Ноги шагают по земле и могут наступить на грязь или нечистоты. Особенно в то время, когда уровень достатка был невелик, и многие люди ходили босыми.
Поэтому даже показать собеседнику свою подошву является в арабском мире крайне неприличным поступком. А уж кинуть в него ботинком – то же самое, что облить человека грязью. Это тяжелейшая, несмываемая обида. Подумайте, как бы вы отнеслись к тому, если бы вам в лицо ткнули туалетным ершиком?
Это означает – облить человека экcкрeмeнтaми, показать, что ты настолько плохо относишься к нему, что даже не хочешь его ударить. Подобное отношение в российских тюрьмах сложилось к некоторым категориям заключенных. И если с ними приходится вести воспитательную работу, то делать это можно только ногами.
На Ближнем Востоке, независимо от национальности и религии, это считается выражением самого крайнего неуважения. И жители арабских и не только стран были очень удивлены, когда после броска удалого иракца узнали, что на западе за это не предусмотрено никакого наказания или же оно является символическим. Однако, многие из них таким поступком Мунтазара аль-Зейди были удовлетворены, даже несмотря на то, что он промазал.
С другой стороны, нашлось немало иракцев, которые остались недовольными. Они полагали, что иностранный лидер должен считаться гостем, а нарушение требований гостеприимства – это очень плохое дело в культуре арабов. Поэтому через пару месяцев после выхода на свободу ботинок полетел уже в самого аль-Зейди. И он тоже сумел увернуться.
Кстати, а вот бросок домашним тапком в доме ничем плохим не является. Это распространенный метод воспитания своих детей арабскими родителями и популярная тема для шуток. Например, какого-нибудь школьного хулигана могут спросить: «Давно тапком не получал?»