Научный институт НАМИ по проектированию автомобильного транспорта был создан еще в 1918-м году, и на его счету много славных дел. Однако были и неудачи.
Одной из них и стал ЭТ-8 – транспортер, который предполагалось использовать и в армии, и в народном хозяйстве.
Вообще-то его конструкция не была оригинальной. За его проектирование взялись в 1960-м, а в 1956-м подобная машина была уже создана американцами.
Однако винить конструкторов не стоит – когда СССР начал делать свои машины, в мире давно уже было налажено их производство.
Конечно, какие-то детали и узлы приходилось изобретать свои, но выдумывать новые концепции было делом долгим и затратным.
И это в то время, как различные автомобили нужны были стране уже сегодня.
В этой машине, обладавшей повышенной проходимостью, было столько новшеств, что она казалась чудом техники.
Прежде всего, вместо колес у нее были пневматические катки.
Грузоподъемность 8,6 тонн, двигатель ЗИЛ-375 мощностью в 180 лошадиных сил, диаметр катков, как и их ширина, составляли 1200 мм, и им не нужны были подвески, потому что внутреннее давление в них было пониженным.
Для управления вездеходом использовались гидроцилиндры, с помощью которых тележка двигалась в нужном направлении.
Корпус был цельнометаллический, в кабине 4 двери, сама машина весила 21 тонну.
Транспортер очень ждали в армии – он мог быть использован в качестве автомобиля для перевозки ракет, особенно там, где практически не было дорог.
Но, когда начались испытания, стало понятно, что для требований военных новая машина совершенно не подходит. Мало того, что она была уж слишком тяжелой, у нее была недостаточная скорость, а управлять ею было трудно даже опытным водителям.
Кроме того, у ЭТ-8 были настолько оригинальные детали, что при поломке каждый раз их пришлось бы заказывать на заводе, а значит транспортер стал бы простаивать. Армия отказалась принимать его наотрез.
Но конструкторы на этом не успокоились – если машина не пригодится военным, то ее можно приспособить для нужд народного хозяйства.
Так в 1963-м году появился вездеход под маркой НАМИ-094 Ураган. Получился пятитонный грузовик, дизельный двигатель стал более мощным, кузов длиннее, а кабина двухдверной.
Эти машины эксплуатировались вплоть до 1971 года. Их пытались использовать в песках, на заболоченных почвах, но сам проект был закрыт в виду бесперспективности.