Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Что стало с машиной на пневмокатках НАМИ-094 (ЭТ8) Ураган

Научный институт НАМИ по проектированию автомобильного транспорта был создан еще в 1918-м году, и на его счету много славных дел. Однако были и неудачи.

Одной из них и стал ЭТ-8 – транспортер, который предполагалось использовать и в армии, и в народном хозяйстве.

Вообще-то его конструкция не была оригинальной. За его проектирование взялись в 1960-м, а в 1956-м подобная машина была уже создана американцами.

Однако винить конструкторов не стоит – когда СССР начал делать свои машины, в мире давно уже было налажено их производство.

Конечно, какие-то детали и узлы приходилось изобретать свои, но выдумывать новые концепции было делом долгим и затратным.

И это в то время, как различные автомобили нужны были стране уже сегодня.

-2

В этой машине, обладавшей повышенной проходимостью, было столько новшеств, что она казалась чудом техники.

Прежде всего, вместо колес у нее были пневматические катки.

-3

Грузоподъемность 8,6 тонн, двигатель ЗИЛ-375 мощностью в 180 лошадиных сил, диаметр катков, как и их ширина, составляли 1200 мм, и им не нужны были подвески, потому что внутреннее давление в них было пониженным.

Для управления вездеходом использовались гидроцилиндры, с помощью которых тележка двигалась в нужном направлении.

Корпус был цельнометаллический, в кабине 4 двери, сама машина весила 21 тонну.

Транспортер очень ждали в армии – он мог быть использован в качестве автомобиля для перевозки ракет, особенно там, где практически не было дорог.

-4

Но, когда начались испытания, стало понятно, что для требований военных новая машина совершенно не подходит. Мало того, что она была уж слишком тяжелой, у нее была недостаточная скорость, а управлять ею было трудно даже опытным водителям.

Кроме того, у ЭТ-8 были настолько оригинальные детали, что при поломке каждый раз их пришлось бы заказывать на заводе, а значит транспортер стал бы простаивать. Армия отказалась принимать его наотрез.

-5

Но конструкторы на этом не успокоились – если машина не пригодится военным, то ее можно приспособить для нужд народного хозяйства.

Так в 1963-м году появился вездеход под маркой НАМИ-094 Ураган. Получился пятитонный грузовик, дизельный двигатель стал более мощным, кузов длиннее, а кабина двухдверной.

Эти машины эксплуатировались вплоть до 1971 года. Их пытались использовать в песках, на заболоченных почвах, но сам проект был закрыт в виду бесперспективности.