Недавно я показывала вот такую фотографию коми-зырян и постоянная читательница посчитала, что это не коми-зыряне, а казаки, потому что одежда на женщинах (тех, что слева), очень похожа на казачью. Я же, в свою очередь, предполагала в статье, что одежда на женщинах слева, просто городская, современная (на начало ХХ века). А на женщинах справа — классическая, старинная.
Как написала читательница:
"Но на исходном фото явно две разные семьи и справа местные, а вот слева больше похожи на пришлых, возможно это просто переселенцы искавшие лучшей жизни, но с некоторым капиталом и решившие заняться торговлей или иным промыслом, а может и ссыльные, возможно даже из казаков или жителей южных областей РИ.
Достаточно сравнить их одежду – справа явно местная национальная одежда, а слева платья больше похожи на казацкие: юбки сильно присборённые, блузки в талию и даже с баской, чтобы подчеркнуть бёдра, рукава пышно-свободные у плеча и зауженные к запястью и с рюшечками, правда а женщины справа кофта больше похожа на мужскую рубаху из-за клетки и пояс не характерный для костюма новороссиянки, но возможно это уже веяние местного колорита".
Интересно, что сейчас мне попался не то, чтобы ответ на этот вопрос (кто на верхнем фото), а просто интересная информация на тему "казачьей" одежды на Русском Севере.
Сегодня на сайте госкаталога я нашла вот этот кадр. На этом фото купец Константин Игнатьевич Амосов и его жена. Автор фотографии — архангельский фотограф Сорокин Михаил Тимофеевич. 10-е годы ХХ века.
Специалисты музея подписали, что "Женщина в поморском народном костюме (казачок, повойник). Мужчина в расстегнутом пиджаке, жилете, светлой рубахе с темным галстуком. На лицевой стороне типографская надпись: "М.Сорокинъ Архангельскъ".
Что за казачок такой? Не слышала раньше этого названия, применимо к поморской одежде. Я стала искать информацию и нашла интересное пояснение:
"В начале XX века городская мода, уже полюбившаяся казачкам, стала проникать в русскую деревню. Зажиточные крестьянки охотно примеряли платья, юбки и кофты, комплекты "парочки".
"Девушки и молодые женщины старались сделать свои наряды похожими на те, что встречались им на базаре или на улицах города. Получили распространение юбки и кофты, сшитые из одинаковой ткани, так называемые парочки".
Термином "казачок" именовали нарядные женские кофты. "Казачок - женская кофта в талию, однобортная, с длинными рукавами, невысоким стоячим воротником, на множестве мелких пуговиц".
Приталенный силуэт кофт достигался за счет вытачек и рельефов по переду и спинке или только по спинке. Материалом для кофт служили фабричные ткани: атлас, шерсть, сатин, шелк. Цветовая гамма, при этом, отличалась многообразием. Кофты русских крестьянок могли быть и нежных пастельных тонов, и темных, насыщенных, и ярких, даже кричащих...
Характерная особенность кофты "казачок" это воротник стойка...
Застегивались кофты либо спереди, либо сбоку. Пуговки изготавливались из различных материалов: кости, перламутра, пластмассы. Для застегивания так же использовались металлические крючки и кнопки.
Модницы из крестьянской среды носили свои нарядные, изящные, а порой и эпатажные кофточки в комплекте с юбками, под заправку или навыпуск. Юбка и кофта, сшитые из одинакового материала, именовались "парочками" или "парами".
Почему "казачок"? Вероятно потому, что казачки в известной степени были законодательницами мод. В казачью среду общеевропейская городская мода пришла несколько раньше, нежели в крестьянскую. В итоге, и у одних, и у других она нашла воплощение в удивительных по красоте и фантазийности вещах.
И все же, если кофта носит название "казачок", это вовсе не означает, что ее обладательница была казачкой. В течении нескольких лет в казачьих группах в ВК активно публиковались выкройки кофт из книги Т.А.Левачевой "Поморский традиционный костюм". Все кофты были подписаны "казачок". Это, по всей видимости, и стало основанием для того, чтобы люди считали их казачьими".
В комментариях к тексту, который я цитировала, высказали еще такую мысль:
"Этимология "казачка", скорее, связана не с образом девушки-казачки, которую вряд ли видели крестьянки Архангельской или Новгородской губерний. Повсеместно на севере наемных работниц называли "казачихами". Их нанимали на сезон, напр., в няньки или помощницы по хозяйству. С такой "казачихой" мы встречались на Устье. В богатых домах были мальчики-казачки...
В верхней мужской одежде гораздо раньше женской кофты появился отрезной приталенный крой. Одна из разновидностей кафтана такого кроя называется "казакином". И связан он, понятно, с удобством при верховой езде. В женской одежде тоже имелся такой крой — это всевозможные шугаи. Как в свадебной песне: "Позади раструбисто, По бокам обжимисто". Этот крой легко переходил и на кофту к сарафану и юбке. Собственно, так и происходило. Интересный момент, что в областях, ближе всего расположенных к землям казаков, почти не распространился этот фасон кофты. Более популярны на юге России стали кофты свободного кроя типа матине. Так что вопрос с кофтой-казачком не так прост, как кажется."
В общем, получается, что кофта эта по сути городская, современная (а никакой не народный поморский костюм, как написали в Госкаталоге). Носили ее как казачки, так и другие жители сел по всей Российской империи, перенимавшие "городские фасоны".
А вот название кофточки "казачок", уже не очень ясно, откуда появилось на севере. Тут есть разные варианты.