Школа реки Гудзон — объединение группы художников в середине XIX века в Америке. Объединились они вокруг пейзажной живописи, немного романтической и идеализированной.
В Американском искусстве это было первое направление и объединение художников пейзажной живописи, которая только-только начинала оформляться как самостоятельный жанр. Официально это движение не было нигде оформлено, и группа была достаточно разнообразная и раскинутая на несколько десятков лет — говорят о первом и втором поколении художников, взгляды на искусство которых часто отличались. Но восхищение природой было главным мотивом их объединения, причем природой часто идеализированной, драматичной и чувственной. Не такой, как у натуралистов.
Первое поколение художников
Все началось с 1818 года, когда юный Томас Коул (1801-1848) переехал из промышленного города Англии в Америку, а в 1825 перебрался в Нью-Йорк. Он был художником-самоучкой: занимался гравюрами, пытался писать портреты (не вышло), путешествовал по штатам и делал зарисовки.
В 1825 году Коул отправляется в путешествие по Гудзону. Эта поездка сформировала направление его творчества — он понял, что хочет писать пейзажи. Река Гудзон и окрестности становится главным сюжетом творчества Коула — ему хочется показать всему миру, какая красота может создаваться без вмешательства человека: сам Коул вырос в месте не слишком красивым и богатым на природу, поэтому красоту окрестностей Гудзона он ценил.
По возвращении он выставляет пять работ в витрине книжного магазина. Картины сразу заметили и раскупили, Коул привлек внимание многих художников, которые также захотели писать нетронутую человеку природу Америки. До Коула если и писали пейзажи, то в основном небольшие парки с лавочками, пруды с уточками и летние сады. Все это было городское искусство — цивилизованное и лишенное уникальности.
В 1829 году Коул отправился в путешествие по Европе. Изучал творчество великих мастеров, ходил по галереям, познакомился с Джоном Констеблем. Долгое время был в Италии, а после возвращения в Америку в его творчестве появляется аллегория, архитектурные сооружения. Он погружается в прошлое и воспроизводит свою картину мира.
В 1833-1836 Коул создает серию картин «Путь империи». Сначала прекрасный рай, лишенный цивилизации (читай, разврата, непомерной роскоши и всеобщего упадка морали), дальше ослепляющий мнимый успех, а в конце — неминуемое разрушение. Он показывает нам, как природа видоизменяется из-за человека,
Серия картин «Путь империи» была создана в 1833-1836 годах. Очень заметно, как творчество Коул видоизменяется после путешествия — появляются новые мотивы, картины наполняются историей и драматическими событиями.
Томас Коул и представители школы открывали нетронутую человеком атмосферу, где тогда еще не было городов и деревень, асфальтированных дорог и пригородных кафе. Тогда это казалось чудом, тем, что можно и нужно увидеть, пока не исчезло.
Ашер Браун Дюран (1796-1886) — американский художник и гравер, друг Томаса Коула. Он одним из первых купил картину Коула в 1825 году.
В начале карьеры Дюран занимался гравюрой и считался одним из лучшим гравером страны. Но после путешествия с Коулом к горам Адирондак в 1837 году Дюран увлекается пейзажем и переходит на масляную живопись. В 1840-1841 годах Дюран побывает в Европе, где часто пишет с натуры. Очень ему приглянулись работы Констебла (оно и понятно).
У Дюрана очень тщательно выполненные работы — мелкие детали, листочек к листочку, светотень.
Томас Доути (1793-1856) — американский пейзажист. Был одним из первых, кто писал только пейзажи и продвигал это направление.
Второе поколение художников
Томас Коул считается основателем школы, но он действовал скорее как вдохновитель. Активное развитие художников школы Гудзон случилось после его смерти в 1848 году.
Джон Фредерик Кенсетт (1816-1872) — американский пейзажист. Мастер люминизма (не путать с люминизмом в Бельгии, там немного другое). Люминизм у Кенсетта — это много источников света, воздушная перспектива, отсутствие мазков. Нет никакой драмы. Как будто Кенсетт пытался усмирить публику, заставить ее остановится и успокоится.
Как и Ашер Дюран, Кенсетт был гравером. А после совместной поездки с Дюраном и Джоном Уильямом Касильером (тоже участник Школы реки Гудзон) в Европу полностью посвящает себя пейзажу.
Фредерик Черч (1826-1900) — ученик Томаса Коула. В двадцать два года стал сотрудником Национальной академии дизайна, получил звание академика, постоянно выставлял свои работы на выставках и получал за них высокие гонорары. В 1857 году выставляет картину «Ниагара», после чего его имя распространяется по всему миру.
Работал на пленэре, завершал работы в мастерской. Его картины — огромные панорамы знаменитых природных объектов. Путешествовал по Африке, Ближнему Востоку, Европе, много работ были сделаны во время путешествий.
Альберт Бирштадт (1830-1902) — главный соперник Фредерика Черча. Изучал живопись в Европе, держал студию в Нью-Йорке. Изучал живопись в Дюссельдорфе и многое подчеркнул у Дюссельдорфской школы живописи — там художники писали на пленэре, любили природу, использовали приглушенные и спокойные цвета. В 1858 году, после очередного путешествия, Бирштадт первый раз выставляет в Нью-Йорке картину швейцарского пейзажа. Критики в восторге. Бирштадт был членом Национальной академии дизайна.
Художников второго поколения было много. Каждый из них использовал приемы люминизма, восхищался художниками Дюссельдорфской школы, путешествовал по миру и передавал красоту американской природы.
Школа реки Гудзон прекратила свое существование, когда Фредерик Черч и Альберт Бирштадт умерли. Уже в конце жизни их творчество постепенно забывалось — в 1889 году работу Альберта Бирштадта даже отклонили для Всемирной выставки в Париже. Критики начали осуждать свет на картинах — слишком ярко и неправдоподобно, им не нравилась сильная романтизация (хотелось натуральнее). Многие тогда были под впечатлением барбизонцев — хотелось больше натуральности и честности. Да и к тому времени туризм стал распространятся и многие все уже и так видели — цель художников Школы реки Гудзон (показать красоту Америки) перестала быть актуальной В общем, они стали старомодны. Не знаю, как тогда, но сейчас, глядя на эти поражающие воображение полотна, они совсем не кажутся старомодными — скорее теми, кто опередил время цифрового искусства и теми, кто искренне любил свою землю и то, что создала природа вокруг.