Найти тему

Школа реки Гудзон: американская пейзажная живопись

Школа реки Гудзон — объединение группы художников в середине XIX века в Америке. Объединились они вокруг пейзажной живописи, немного романтической и идеализированной.

В Американском искусстве это было первое направление и объединение художников пейзажной живописи, которая только-только начинала оформляться как самостоятельный жанр. Официально это движение не было нигде оформлено, и группа была достаточно разнообразная и раскинутая на несколько десятков лет — говорят о первом и втором поколении художников, взгляды на искусство которых часто отличались. Но восхищение природой было главным мотивом их объединения, причем природой часто идеализированной, драматичной и чувственной. Не такой, как у натуралистов.

Первое поколение художников

Все началось с 1818 года, когда юный Томас Коул (1801-1848) переехал из промышленного города Англии в Америку, а в 1825 перебрался в Нью-Йорк. Он был художником-самоучкой: занимался гравюрами, пытался писать портреты (не вышло), путешествовал по штатам и делал зарисовки.

Портрет Томаса Коула
Портрет Томаса Коула

В 1825 году Коул отправляется в путешествие по Гудзону. Эта поездка сформировала направление его творчества — он понял, что хочет писать пейзажи. Река Гудзон и окрестности становится главным сюжетом творчества Коула — ему хочется показать всему миру, какая красота может создаваться без вмешательства человека: сам Коул вырос в месте не слишком красивым и богатым на природу, поэтому красоту окрестностей Гудзона он ценил.

Томас Коул. Водопад Катерскилл, 1826
Томас Коул. Водопад Катерскилл, 1826

По возвращении он выставляет пять работ в витрине книжного магазина. Картины сразу заметили и раскупили, Коул привлек внимание многих художников, которые также захотели писать нетронутую человеку природу Америки. До Коула если и писали пейзажи, то в основном небольшие парки с лавочками, пруды с уточками и летние сады. Все это было городское искусство — цивилизованное и лишенное уникальности.

В 1829 году Коул отправился в путешествие по Европе. Изучал творчество великих мастеров, ходил по галереям, познакомился с Джоном Констеблем. Долгое время был в Италии, а после возвращения в Америку в его творчестве появляется аллегория, архитектурные сооружения. Он погружается в прошлое и воспроизводит свою картину мира.

В 1833-1836 Коул создает серию картин «Путь империи». Сначала прекрасный рай, лишенный цивилизации (читай, разврата, непомерной роскоши и всеобщего упадка морали), дальше ослепляющий мнимый успех, а в конце — неминуемое разрушение. Он показывает нам, как природа видоизменяется из-за человека,

Первобытное государство, 1834
Первобытное государство, 1834
Аркадия (идиллическое место) или Пастораль, 1834
Аркадия (идиллическое место) или Пастораль, 1834
Расцвет, 1836
Расцвет, 1836
Крушение, 1836
Крушение, 1836
Запустение, 1836
Запустение, 1836

Серия картин «Путь империи» была создана в 1833-1836 годах. Очень заметно, как творчество Коул видоизменяется после путешествия — появляются новые мотивы, картины наполняются историей и драматическими событиями.

Томас Коул и представители школы открывали нетронутую человеком атмосферу, где тогда еще не было городов и деревень, асфальтированных дорог и пригородных кафе. Тогда это казалось чудом, тем, что можно и нужно увидеть, пока не исчезло.

Томас Коул. Вид на два дома, горы Катскилл, 1844
Томас Коул. Вид на два дома, горы Катскилл, 1844
Томас Коул. Дом в лесу, 1847
Томас Коул. Дом в лесу, 1847
Томас Коул. Вид с горы Холиок после грозы, 1836
Томас Коул. Вид с горы Холиок после грозы, 1836
Томас Коул. Пейзаж Новой Англии, 1839
Томас Коул. Пейзаж Новой Англии, 1839

Ашер Браун Дюран (1796-1886) — американский художник и гравер, друг Томаса Коула. Он одним из первых купил картину Коула в 1825 году.

В начале карьеры Дюран занимался гравюрой и считался одним из лучшим гравером страны. Но после путешествия с Коулом к горам Адирондак в 1837 году Дюран увлекается пейзажем и переходит на масляную живопись. В 1840-1841 годах Дюран побывает в Европе, где часто пишет с натуры. Очень ему приглянулись работы Констебла (оно и понятно).

Ашер Дюран. Буки, 1845
Ашер Дюран. Буки, 1845
Ашер Дюран. Пейзаж Каатерскилл, 1850
Ашер Дюран. Пейзаж Каатерскилл, 1850

У Дюрана очень тщательно выполненные работы — мелкие детали, листочек к листочку, светотень.

Ашер Дюран. Пейзаж, 1850
Ашер Дюран. Пейзаж, 1850
Ашер Дюран, 1853
Ашер Дюран, 1853
Ашер Дюран. Катскилл, 1859
Ашер Дюран. Катскилл, 1859

Томас Доути (1793-1856) — американский пейзажист. Был одним из первых, кто писал только пейзажи и продвигал это направление.

Томас Доути. Вид на реку Гудзон, 1839
Томас Доути. Вид на реку Гудзон, 1839
Томас Доули. Катскилл, 1836
Томас Доули. Катскилл, 1836

Второе поколение художников

Томас Коул считается основателем школы, но он действовал скорее как вдохновитель. Активное развитие художников школы Гудзон случилось после его смерти в 1848 году.

Джон Фредерик Кенсетт (1816-1872) — американский пейзажист. Мастер люминизма (не путать с люминизмом в Бельгии, там немного другое). Люминизм у Кенсетта — это много источников света, воздушная перспектива, отсутствие мазков. Нет никакой драмы. Как будто Кенсетт пытался усмирить публику, заставить ее остановится и успокоится.

Как и Ашер Дюран, Кенсетт был гравером. А после совместной поездки с Дюраном и Джоном Уильямом Касильером (тоже участник Школы реки Гудзон) в Европу полностью посвящает себя пейзажу.

Джон Фредерик Кенсетт. Старая сосна
Джон Фредерик Кенсетт. Старая сосна
Джон Фредерик Кенсетт. Бикон-Рок, Ньюпорт-Харбор, 1857
Джон Фредерик Кенсетт. Бикон-Рок, Ньюпорт-Харбор, 1857
Джон Фредерик Кенсетт. Озеро Джордж, 1869
Джон Фредерик Кенсетт. Озеро Джордж, 1869

Фредерик Черч (1826-1900) — ученик Томаса Коула. В двадцать два года стал сотрудником Национальной академии дизайна, получил звание академика, постоянно выставлял свои работы на выставках и получал за них высокие гонорары. В 1857 году выставляет картину «Ниагара», после чего его имя распространяется по всему миру.

Фредерик Черч. Ниагара, 1857
Фредерик Черч. Ниагара, 1857

Работал на пленэре, завершал работы в мастерской. Его картины — огромные панорамы знаменитых природных объектов. Путешествовал по Африке, Ближнему Востоку, Европе, много работ были сделаны во время путешествий.

Фредерик Черч. Пейзаж новой Англии, 1851
Фредерик Черч. Пейзаж новой Англии, 1851
Фредерик Черч. Природный мост, Вирджиния, 1852
Фредерик Черч. Природный мост, Вирджиния, 1852
Фредерик Черч. Анды Эквадора, ок. 1855
Фредерик Черч. Анды Эквадора, ок. 1855
Фредерик Черч. Котопахи, 1855
Фредерик Черч. Котопахи, 1855
Фредерик Черч. Вид на Котопахи, 1857
Фредерик Черч. Вид на Котопахи, 1857
Фредерик Черч. Сердце Анд, 1859
Фредерик Черч. Сердце Анд, 1859
Фредерик Черч. Сезон дождей в тропиках, 1866
Фредерик Черч. Сезон дождей в тропиках, 1866
Фредерик Черч. Южноамериканский пейзаж, 1873
Фредерик Черч. Южноамериканский пейзаж, 1873
Фредерик Черч. Айсберги, 1861
Фредерик Черч. Айсберги, 1861

Альберт Бирштадт (1830-1902) — главный соперник Фредерика Черча. Изучал живопись в Европе, держал студию в Нью-Йорке. Изучал живопись в Дюссельдорфе и многое подчеркнул у Дюссельдорфской школы живописи — там художники писали на пленэре, любили природу, использовали приглушенные и спокойные цвета. В 1858 году, после очередного путешествия, Бирштадт первый раз выставляет в Нью-Йорке картину швейцарского пейзажа. Критики в восторге. Бирштадт был членом Национальной академии дизайна.

Альберт Бирштадт. Йосемитский парк, ок. 1868
Альберт Бирштадт. Йосемитский парк, ок. 1868
Альберт Бирштадт. Старая мельница, 1855
Альберт Бирштадт. Старая мельница, 1855
Альберт Бирштадт. Скалистые горы, Ландер пик, 1863
Альберт Бирштадт. Скалистые горы, Ландер пик, 1863
Альберт Бирштадт. Гора Коркоран, 1876-1877
Альберт Бирштадт. Гора Коркоран, 1876-1877
Альберт Бирштадт. Глядя вниз на долину Йосемити, Калифорния, 1865
Альберт Бирштадт. Глядя вниз на долину Йосемити, Калифорния, 1865
Альберт Бирштадт. Буря в скалистых горах, гора Розали, 1866
Альберт Бирштадт. Буря в скалистых горах, гора Розали, 1866
Альберт Бирштадт. Среди гор Сьерра-Невада, 1868
Альберт Бирштадт. Среди гор Сьерра-Невада, 1868

Художников второго поколения было много. Каждый из них использовал приемы люминизма, восхищался художниками Дюссельдорфской школы, путешествовал по миру и передавал красоту американской природы.

Сэнфорд Робинсон Гиффорд. Ущелье в горах, 1862
Сэнфорд Робинсон Гиффорд. Ущелье в горах, 1862
Дэвид Джонсон. Природный мост, Вирджиния, 1860
Дэвид Джонсон. Природный мост, Вирджиния, 1860
Джаспер Фрэнсис Кропси. Виадук Старрукка, Пенсильвания, 1865
Джаспер Фрэнсис Кропси. Виадук Старрукка, Пенсильвания, 1865
Джаспер Фрэнсис Кропси. Лето, озеро Онтарио, 1857
Джаспер Фрэнсис Кропси. Лето, озеро Онтарио, 1857
Гарриет Кэни Пил. Каатерскилл, 1858
Гарриет Кэни Пил. Каатерскилл, 1858

Школа реки Гудзон прекратила свое существование, когда Фредерик Черч и Альберт Бирштадт умерли. Уже в конце жизни их творчество постепенно забывалось — в 1889 году работу Альберта Бирштадта даже отклонили для Всемирной выставки в Париже. Критики начали осуждать свет на картинах — слишком ярко и неправдоподобно, им не нравилась сильная романтизация (хотелось натуральнее). Многие тогда были под впечатлением барбизонцев — хотелось больше натуральности и честности. Да и к тому времени туризм стал распространятся и многие все уже и так видели — цель художников Школы реки Гудзон (показать красоту Америки) перестала быть актуальной В общем, они стали старомодны. Не знаю, как тогда, но сейчас, глядя на эти поражающие воображение полотна, они совсем не кажутся старомодными — скорее теми, кто опередил время цифрового искусства и теми, кто искренне любил свою землю и то, что создала природа вокруг.