Найти в Дзене
Стив Май

Год в школе: ответы на каверзные вопросы

Когда я описывал свои достижения за год в общеобразовательной школе, мне, естественно, задавали вопросы. И очень много каверзных.

Читатель Владислав Кулаков задал их очень много (по нескольку штук в каждом комментарии).

Очень мне понравились вопросы про подготовку к уроку:

Стив Май, судя по тому, что у вас каждый день с 5 по 11 класс, то вам приходится носить каждый день по 200-300 листочков, для того чтобы можно было корректно отреагировать на разные ситуации и вовремя вручить ребёнку индивидуальный листок, который нужен именно ему в данный момент. Вы так и делаете?

Уважаемый Владислав (отвечаю Вам, хотя, прочитать полезно всем)!

Вы не совсем верно понимаете принцип работы по "волшебным листочкам". Каждый "листочек" охватывает одну глобальную проблему. Это может быть проблема вычислений с дробями, или проблема работы с электрическими цепями, или проблема позиционных систем счисления. Таких проблем в каждом предмете много, но не 200-300 штук. Я точно не считал, но в физике это около 15 проблем, в математике - порядка 20, в информатике и десятка не наберётся.

Построение урока в некотором смысле даже повторяет классическое. Изначально (скажем, первого сентября на первом уроке) дети получают одинаковые задания. То есть, один "листочек" на класс (в количестве 12-17 экземпляров - по одному на парту). Дети работают по этим "листочкам" каждый в своём темпе. И вот тут может начаться очень сильное расслоение по темпам.

Рано или поздно всплывают застарелые проблемы (не решённые ранее), которые сами по себе требуют отдельного "листочка". Я с этим сталкивался довольно часто, поэтому организовал "листочки" таким образом, чтобы они наименьшим образом затрагивали другие темы и - уж тем более - другие предметы. Условно говоря, при решении заданий на газовые законы десятиклассники постоянно сталкиваются с алгебраическими преобразованиями. Я эти преобразования исключил из "листочка" по газовым законам. Чтобы не было необходимости прерывать работу.

В этом смысле, в учебниках часто оказываются очень "плохие" задания. В той же математике Дорофеева задания на новые темы сразу включают в себя все предыдущие. Например, в теме преобразования выражений второе же задание включает в себя отрицательные числа и дроби. Поэтому мне и пришлось собрать "хорошие" задания в отдельные листочки.

Конечно, полностью вырвать одну проблему из предмета нереально. Всё-таки некоторая "наследовательность" должна быть. Невозможно работать с дробями, когда ребёнок даже складывать натуральные числа толком не умеет. Да, тогда откладываю основное задание, и достаю "листочек" для сложения.

В среднем классе из 30 человек (любой параллели) получается примерно следующая картина.

Двадцать человек работают по "листочку" с текущей темой.

Двое работают над своими старыми проблемами по особым "листочкам"

Двое уже выполнили все задания с "листочка", они выполняют типовые задания из учебника.

Один занимается у репетитора, тот только получает от меня задания и оценки (в том числе за ничегонеделание).

Пятеро играют в телефоны или иными способами ничего не делают.

Кстати, о последних. Владислав и про них не забыл:

А как вы поступаете с ребёнком, которому играть в смартфоне интереснее, чем выполнять задания по математике? Или у вас в классах таких детей нет?

Таких детей порядка 5 из 30. Это не много и не мало. Примерно такой же процент неудач на экзаменах. Дети привыкли, что за ничегонеделание им влетит, и как-то сами включаются в работу. Из страха. Азарт просыпается, когда они получают первый "плюсик" в таблице продвижения по листочку. И начинается "А Вы забыли поставить мне плюсик", "А у меня плюсиков больше, чем у тебя!", "УРАААА Я ЗАКОНЧИЛ!!!!111" и так далее. Да, именно так. Такой выброс эндорфинов, что ребёнок не может сдержаться, бежит по классу и радостно кричит, когда выполнил сложное или последнее задание в листочке. Радость именно потому, что добился он этого сам. Никто ему не рассказывал, как решать, он сам делал. Он преодолел все каверзные вопросы учителя.

Что касается тех пяти, которые сидят в телефонах... Они смотрят на то, что происходит в классе, как самые двоечники получают четвёрки-пятёрки, радуются завершённым заданиям, завидуют. Обычно завидуют молча. Но в какой-то момент почти все сами приходят и говорят: мы тоже хотим. Но тут уже не учитель навязывает математику, а дети её выпрашивают. Прямо выпрашивают. И тут я, как учитель, могу поставить условие: хорошо, ты будешь работать по "листочку", но только если будешь делать это честно и без телефона, а появится телефон в руках - сразу заберу. И забираю. Работает. Почему я уверен, что они всё равно подойдут, как-нибудь отдельно напишу

Есть и принципиальные лодыри. Таких очень мало. Буквально два или три человека встречал за все годы работы в школе.

PS.

Очень люблю каверзные вопросы. Даже если не могу на них ответить, а если могу - то тут вообще обожаю! И ещё отвечу, потому что это не все вопросы