Итак, я рассказал о том, что работал в общеобразовательной школе, и что какие-то вещи мне удались, какие-то нет.
Сегодня о том, что получилось.
Начну я с результатов ВПР.
Я отмечал, что результаты, которые на ВПР показали мои ученики, в точности совпадают с результатами ребят из других классов параллелей. Вплоть до того, что количество двоек, троек, четвёрок и пятёрок совпадает.
Почему я считаю это победой.
1. До моего появления в школе, детей учили примерно одинаково. Я внёс принципиально новый подход не только к преподнесению материала, но и к самой структуре урока. Для детей изменилось буквально всё: их обязанности, возможности, требования к ним, тайминг урока и так далее. Большую часть времени вместо учёбы они привыкали к новым правилам. И далеко не все привыкли за год (но об этом в поражениях). А это значит, что время, затраченное на обучение использовалось с кратным превышением эффективности.
2. Одно из важнейших новшеств - это изменение деятельности. Если раньше детям приходилось повторять за учителем, то теперь повторения нет, приходится думать самому. При выходе на контрольную или ВПР отыгрывается старая ситуация, и ученики максимально стараются использовать привычные пути. То есть, пытаются повторять чужие мысли, а не думать. Во время урока я могу их направить в нужную сторону, а во время контрольной - они предоставлены самим себе. Проще говоря, срабатывает рефлекс.
Кроме результатов ВПР есть ещё один хороший показатель. Прошло лето, три месяца, за которые ученики... не забыли практически ничего, чему научились (реально научились, а не списали) во время уроков. Понятное дело, что пришлось напомнить. Процесс повторения, однако, обычно растягивающийся на всю 1 четверть, занял не более трёх недель (а в отдельных случаях - трёх часов).
Самоорганизация. Отдельно надо сказать вот о чём. Когда я учился в школе (уже тогда), сделать так, чтобы все ученики в классе работали, скажем, учителю физики не удавалось. Тогда я мало обращал внимания, но сейчас, в ретроспективе, могу сказать, что классу к 10му, на физике работали три человека. Остальные, в лучшем случае, делали вид, что работали (и то не всегда заморачивались). Посмотрев современные уроки (мне довелось видеть урок математики в 7 классе гимназии в облцентре), я скажу - однозначно хуже. В случае же моих учеников, процентов 30 всё-таки сами брались за дело. Может, если бы я проявил больше терпения, процент был бы больше.
При чём, все эти победы примерно в равной степени относятся ко всем предметам, которые я вёл.
В этом смысле, первый год по этой методике оказался вполне продуктивным, и это не только субъективное ощущение.